Расходы россиян выросли в декабре

2012-01-17

Декабрьские расходы россиян выросли по сравнению с декабрем 2010 всего на 7%

Декабрь – весь год кормит. Эта поговорка справедлива не только для производителей елочных украшений, шампанского и мандаринов, но и многих других товаров, в том числе повседневного спроса. Однако, в этом году традиционный пик декабрьских продаж оказался отнюдь не «Эверестом», а гораздо более скромным, чем ожидалось.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2011 выросли по сравнению с декабрем 2010 всего на 6,5%. Это самый низкий показатель роста за последние три года, даже по сравнению с кризисным 2008 годом. А учет показателя инфляции (8%) совсем сводит этот рост к нулю. Т.е. в реальном выражении никакого роста потребительских расходов в декабре 2011 по сравнению с декабрем 2010 не произошло.

По сравнению с ноябрем расходы выросли на 14%. И это тоже меньше роста в предыдущие годы.

Диаграмма 1. Рост потребительских расходов в декабре по сравнению с ноябрем, январем и предыдущим декабрем.

Рост потребительских расходов в декабре

Источник: Ромир Gallup International, январь 2012

Таким образом, существенное замедление темпов номинального роста повседневных потребительских расходов россиян, впервые отмеченное по итогам сентября, продолжает подтверждаться.

Эксперты Ромир отмечают три возможные причины снижения темпов роста потребительских расходов. Во-первых, это замедление темпов роста потребительских цен до 6,5% по официальным оценкам и до 8-9% по альтернативным экспертным оценкам. Снижение темпов инфляции привело к снижению скорости роста расходов потребителей.

Во-вторых, это существенное замедление темпов роста доходов населения. Средняя заработная плата за 2011 год выросла менее чем на 10%. В 2010 и 2009 годах номинальный рост средней заработной платы составил по 12% в год. А в 2008 – 17%. Темпы роста средней пенсии в 2011 году также существенно снизились по сравнению с 2010 и особенно с 2009, когда в два этапа была проведена индексация и средние пенсии увеличились более чем на 40%. Таким образом, у потребителей оказалось меньше возможностей наращивать свои повседневные расходы.

Третья причина, которая уже неоднократно отмечалась – снижение потребительских ожиданий и настроений, отмеченное с середины осени 2011 года. Оценки гражданами своих материальных возможностей, и особенно перспектив стали в этот период существенно более пессимистичными. Наиболее активно росли декабрьские расходы в крупных городах.

В Москве повседневные расходы в декабре 2011 выросли по сравнению с ноябрем на 16%, а по сравнению с декабрем 2010 – на 5%. В городах с населением более миллиона жителей – на 17% и 7%, соответственно. А в городах с населением в несколько сот тысяч жителей – на 6 и 9%.

Сэкономили на подготовке к празднованию Нового года прежде всего те, кому есть на чем экономить, и куда урезать относительно высокие расходы. У семей с самыми низкими доходами повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 18%, а с декабрем прошлого года – на 13%. У семей со средними доходами показатели – 13 и 8%, соответственно. А вот у наиболее обеспеченных семей расходы в декабре выросли к ноябрю на 13%, а к декабрю прошлого года – снизились на 1%.

Средний чек в декабре 2011 вырос на 11% по сравнению с ноябрем. По сравнению с декабрем 2010 он оказался выше только на 5%. А по сравнению с декабрем 2008 рост среднего чека составил 37%. При росте номинальных расходов на 47% за три года.

Баланс продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) вернулся к привычному для любого декабря уровню. 74% - продукты питания и 26% - непродовольственные товары повседневного спроса.

Диаграмма 2. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

100% = январь 2008 года

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

Источник: Ромир Gallup International, январь 2012

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.