Расходы россиян серьёзно упали по сравнению с январём

13 Февраля 2011

Расходы на продукты питания и товары повседневного спроса в январе 2011-го года выросли на 11% по сравнению с январем 2010-го года.

Известно, что после «ударного», с точки зрения уровня расходов потребителей декабря, во многих странах, и в России – особенно, в январе из года в год наблюдается существенный спад потребительской активности практически на всех рынках. Не стал исключением и январь 2011-го года. Повседневные расходы россиян сократились на 20% в номинальном выражении по сравнению с декабрем 2010-го года. Но, в сравнении с аналогичным месяцем предыдущего года в январе все же был зафиксирован номинальный рост расходов.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2011-го года оказались на 11% выше, чем в январе 2010-го года. Однако, с учетом инфляции, которая по продуктам питания превысила 10% в годовом выражении, а по непродовольственным товарам повседневного спроса чуть-чуть не дотянула до 10% можно говорить лишь о сохранении уровня повседневного потребления, достигнутого в начале прошлого года. Здесь будет уместно напомнить, что в январе 2010-го рост номинальных повседневных расходов составил почти 30% по сравнению с январем 2009-го. Т.е. тогда он обогнал инфляцию более чем в два раза. За три года (январь 2011-го к январю 2008-го года) повседневные расходы россиян номинально выросли ровно в два раза (График 1). С поправкой на накопленную за этот период инфляцию рост реальных потребительских расходов на продукты питания и товары повседневного спроса можно оценить в 30-45% за три года.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса.
100% = январь 2008-го года.

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

В большей степени нарастили свое повседневное потребление за три года (и в номинальном, и в реальном выражении) наименее обеспеченные россияне. Здесь, с одной стороны, сказался эффект низкой базы, а с другой опережающий рост доходов в результате индексации пенсий с повышения оплаты труда бюджетников, имевшее место в 2009-м и 2010-м годах. В меньшей степени выросли повседневные расходы более обеспеченной группы потребителей («средний+»). В этом случае мы имеем и эффект относительно высокой базы, и эффект «замещения» повседневных расходов крупными покупками, особенно хорошо ставший заметным в середине 2010-го года.

Размер среднего чека в январе 2011-го года снизился на 14% по сравнению с декабрем 2010-го. Меньшее снижение среднего чека по сравнению со снижением номинального объема покупок свидетельствует в пользу некоторого сокращения частоты совершения покупок. Очевидно в данном случае имел место эффект праздничной декады в начале января, когда россияне наиболее активно посещали крупные торговые центры, совмещая повседневные покупки с развлечениями. Номинальный размер среднего чека в январе 2011-го вернулся на уровень начала 2010-го года. А по сравнению с январем 2008-го он вырос на 80% (График 2). Интересно, что самые высокие показатели роста среднего чека за три года были зафиксированы в городах с населением около 500 тысяч жителей (+100%), а самые скромные (+64%) – в Москве. В то время как номинальный рост повседневных расходов как раз наоборот самый высокий – в Москве (+104%), а самый скромный – в городах «пятисоттысячниках» (+84%).

График 2. Динамика стоимости среднего чека.

Динамика стоимости среднего чека
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в январе 2011-го как и в предыдущие три месяца оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.

*Ромир – индекс покупательской активности– инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)
 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: