У россиян стало на 1% больше свободных денег

19 Ноября 2020

В октябре объем «свободных денег» в российских семьях вырос на 1% как по сравнению с сентябрем, так и по сравнению с октябрем 2019 года.

«Ромир» разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

В октябре 2020 года мы расширили географию расчета до России 10+, а также публикацию отдельных данных по Москве и Санкт-Петербургу.

Показатель января 2019 года принят за новую исходную точку для расчета индекса.

100% = январь 2019 года

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в октябре объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве вырос на 1% от уровня сентября (абсолютный рост на 1 п.п.), достигнув 79%. По сравнению с октябрем 2019 года индекс, несмотря резкое увеличение свободных денег в апреле и июне 2020 года, этот показатель также вырос на 1%.

«Во время локдауна мы видели значительный прирост свободных денег. Покупатели сократили расходы, оставив лишь траты на продовольственные товары, что и привело к наращиванию финансовой подушки. После окончания самоизоляции мы отмечаем стабилизацию индекса и возврат к значениям прошлого года», - комментирует результаты исследования исполнительный директор Mile Group Инна Караева.

Индекс демонстрирует сезонность: покупатели меньше тратят в январе и имеют высокие расходы в августе, сентябре и декабре. Август — это сезон отпусков, а в сентябре появляются расходы на подготовку к школе. В декабре у россиян начинается предпраздничный сезон. Для января же характерна постпраздничная экономия.

Несмотря на кризисные явления, связанные с пандемией, в этом году соотношение трат и доходов было умеренным, и с марта по июль мы наблюдались положительные темпы прироста по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Это связано с экономией на фоне низких потребительских ожиданий.

Но в августе и сентябре индекс начал резко снижаться, и сейчас мы наблюдаем динамику, схожую с прошлогодней.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т. п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.

Индекс свободных денег рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов «Ромир» и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

 

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

 

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Пресс-служба «Ромир»:
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (925) 242-62-51
E-mail: pressa@romir.ru

 

«Ромир» специализируется на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях с 1987 г. Входит в Mile Group.

Ссылка на «Ромир» и указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его провайдеров. «Ромир» не несет ответственности действия, предпринятые на основании данной публикации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: