Дефлятор заправили бензином

2018-06-21

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчёта статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определённый период. Основой для расчёта являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Так, по итогам мая размер личной инфляции россиян составил 0,5% при официальной инфляции от Росстата в 0,4%. То есть после трёхмесячного снижения дефлятор опять пошёл в рост. Таким образом, накопленное с начала года значение дефлятора поднялось до отметки в 1,8% при уровне официальной инфляции за пять месяцев в 1,6%. Объяснение такого поведения дефлятора оказалось очевидным. Несмотря на явную экономию на привычных товарах (-1,4% относительно апреля), в мае россиянам пришлось платить за бензин на 6% больше, чем месяцем ранее.

 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчётной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объёмы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведён расчёт пропорций объёмов и стоимости продуктов. При расчёте дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчёта дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Несмотря на сокращение общих повседневных расходов в мае на фоне снизившегося среднего чека,  глобально сэкономить россиянам не удалось. Личная инфляция, выраженная через Дефлятор, после трёхмесячного снижения опять пошла вверх. Так, по итогам месяца размер личной инфляции россиян составил 0,5% при официальной инфляции от Росстата в 0,4% (см. Гистограмму 1).

Таким образом, накопленное с начала года значение дефлятора поднялось до отметки в 1,8%. Уровень же официальной инфляции с начала года достиг показателя в 1,6% (см. Гистограмму 2). То есть разрыв между значениями дефлятора и инфляции опять начал увеличиваться после постепенного сближения в последние три месяца за счёт отрицательных значений индекса личной инфляции. 

Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Май 2017 – май 2018.

Ежемесячное сравнение дефлятора Май 2017 – май 2018

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учётом мая 2018.

Дефлятор

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Итак, с чем же оказался связан столь резкий рост дефлятора в мае? Действительно, режим экономии, которого наши соотечественники придерживаются уже который месяц, продолжает давать свои плоды. В мае покупатели платили за привычный набор повседневных товаров на 1,4% меньше, чем в апреле. Такой уровень экономии превзошёл даже рекорд февраля, когда россияне намеренно сокращали свои расходы после январского скачка цен (см. Гистограмму 3).

Но вот на рост цен на бензин потребители никак повлиять не могли. За топливо в мае им пришлось платить в среднем на 6% больше, чем месяцем ранее, что и привело к росту личной инфляции. Вопрос беспокоит не только рядовых потребителей, но и правительство. После майского скачка цен предприняты различные меры по сдерживанию. Однако полностью компенсировать повышение вряд ли получится.

Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Май 2017 – май 2018.

Гистограмма дефлятор

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Это означает, что в попытках дальнейшей экономии россиянам придётся исходить только из вариативности цен на привычные товары. Они смогут по-прежнему посещать различные торговые точки в поисках товаров по наиболее привлекательным ценам. На других же статьях обязательных расходов сэкономить вряд ли удастся. К неподконтрольным потребителю ценам на бензин вскоре добавится повышение услуг ЖКХ. Таким образом, стоит ожидать стабильного роста Дефлятора.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru