Дефлятор FMCG продолжает рост
РОМИР продолжает проводить расчеты статистического индекса-дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары повседневного спроса (FMCG) за определенный период. На основе Единой панели данных РОМИР* проводится анализ информации о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
По итогам января Индекс Дефлятор получил значение в 205,7%. Это самый высокий показатель за годы наблюдений. За месяц рост Индекса составил 1,3%. Относительно января прошлого года Дефлятор вырос на 20,9%.
За 100% при расчете индекса взят уровень цен января 2019 года. Как видно из Диаграммы 1, в течение 2020 года в некоторые месяцы показатель Дефлятора опускался ниже 100%, получая значения в 97-98%. В 2021 году наметился тренд роста, а с 2022 года положительная динамика изменений Индекса усилилась. За пять лет (с 2019 года) цены на повседневные товары типичной покупательской корзины выросли вдвое.
Диаграмма 1. Динамика индекса Дефлятора FMCG, (%). Январь 2020 – январь 2024.
Источник: Единая панель данных РОМИР, январь 2024
Методология
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные на основе Единой панели данных РОМИР*. За 100% для расчета индекса взят уровень цен января 2019 года. Сложному многофакторному анализу подверглись более 15 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008–2023 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***). Всего было отобрано около 200 наименований, которые постоянно актуализируются с учетом фактора сезонности.
Индекс Дефлятор FMCG фактически отражает динамику цен на товары повседневного спроса, входящих в среднестатистическую корзину российских потребителей, которая значительно шире базовой, на которую ориентируется Росстат.
* Единая панель данных РОМИР основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 240 городах и населенных пунктах, репрезентирующих потребительское поведение жителей всей России. Участники панели сканируют QR-коды чеков и фиксируют электронные чеки на все купленные товары и услуги. Результаты сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: