Институт Человека РОМИР разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).
Согласно результатам анализа на основе Единой панели данных РОМИР*, Индекс «свободных денег» по итогам ноября вырос до отметки в 53.8%. Таким образом, динамика за месяц составила -2.6 п.п. Относительно ноября прошлого года ИСД снизился на 28.4 п.п.
Доля «свободных денег» в бюджете среднестатистической российской семьи в ноябре оказалась на уровне 18.2%, что немного ниже, чем отмечалось в минувшем октябре. Накануне Нового года традиционно возрастают потребительские расходы, что приводит к сокращению объёма свободных денежных средств в семейных бюджетах. Ноябрь характеризуется проведением масштабных распродаж и акций, стимулирующих увеличение покупок и, соответственно, уменьшение остатка свободных средств. Нельзя исключать и повышение кредитных ставок, которые провоцируют более высокие выплаты.
Диаграмма 1. Динамика Индекса свободных денег и доля свободных денег в ДХ, %. Январь 2021 – ноябрь 2024.
Источник данных: Единая панель данных РОМИР, апрель 2024
«Свободные деньги» в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других необходимых услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).
Индекс свободных денег рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы определяют на основе собственных расчетов РОМИР и Росстата. Затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе Единой панели данных.
* Единая панель данных РОМИР основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 240 городах и населенных пунктах России, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей всей страны. Участники панели сканируют QR-коды чеков и фиксируют электронные чеки на все купленные товары и услуги. Результаты сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели.