Круглый стол: Конец консьюмеризма?

08 Октября 2015


7 октября Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ совместно с исследовательским холдингом Ромир провели круглый стол под названием «Конец консьюмеризма?» в рамках проекта «Потребители и рынки: тренды развития». 

Нынешний кризис стал куда более ощутимым и чувствительным для российского потребителя. Двухкратная девальвация рубля, рост цен и инфляция на фоне сокращений персонала и зарплат заставили потребителей коренным образом поменять свои привычки и поведение. С вопросами, которые сейчас занимают умы российских потребителей, разбирались спикеры и участники круглого стола. 

В частности, представители холдинга Ромир рассказали о свежих результатах опросов и подкрепили их данными, полученными на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Экономия коснулась практически всех сфер жизни и потребления россиян. 

Наши соотечественники стали более настороженно относиться к кредитам, отказываются от платных медицинских услуг и образовательных программ, сокращают расходы на развлечения и отдых, на покупку одежды и еды в целом, не говоря уже о деликатесах. Балуют себя россияне гастрономически теперь все больше домашними заготовками, объемы производства которых в текущем году почти 40% российских семей увеличили по сравнению с прошлыми годами. 

Скан-панель домохозяйств Ромир также фиксирует различные стратегии экономии, которые потребители начали практиковать в текущем году. Например, почти половина горожан (44%) можно отнести к категории «Оптимизаторов», которые отказываются от покупки дорогих марок и категорий, отдавая предпочтение более дешевым альтернативам. 

Еще четверть потребителей (26%) применяют рациональный подход к ежедневным покупкам. Они составляют списки перед походом в магазин и стараются приобретать только те товары, которые реально могут употребить. 14% семей делают запасы впрок, чтобы реже ходить по магазинам и тем самым держать расходы под контролем. 

 И также появилась и растет группа, которую маркетологи уже назвали Cherry pickers. Под «сниманием вишенки с торта» подразумевается активный поиск потребителями из этой группы промо предложений в магазинах. Товары по специальным ценам и акциям, таким образом, занимают в корзинах таких потребителей порядка 50%. 

Также скан-панель показывает наличие в текущем году двух групп потребителей, которые распределились в соотношении 60% х 40%. Первая – это покупатели, которые увеличили частоту походов в магазины. Они ищут лучшие цены в большем количестве торговых точек. Их средний чек при этом остается почти неизменным. Но в общей сложности их расходы растут на 20%, хотя они даже не отдают себе в этом отчета. 

Другая же группа, наоборот, сократили число походов в магазин. Их средний чек при этом увеличился почти на четверть, а общие расходы, действительно, оказались под большим контролем и сократились почти на 10%. 

Один из новых, но давно применяемых на Западе подходов для успешного развития бизнеса заключается в пристальном изучении трендов, которые могут получить развитие в будущем. О том, как искать инсайты и изучать тренды, а затем использовать их на благо увеличения прибыли и процветания бизнеса рассказала Ксения Лери, основатель и директор первого российского тренд-бюро Trendsquire. 

Все эти тенденции заставили участников круглого стола задуматься о том, как следует применять классические законы маркетинга для работы в нынешних условиях, когда потребитель трансформируется в своем поведении и ценностях. Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Татьяна Комиссарова, которая модерировала дискуссию, предложила участникам продолжить обмен мнениями на последующих встречах.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: