Финансовая газета - Долговая яма

13 Августа 2015


Россияне разочаровались в кредитах 

В июле текущего года эксперты исследовательского холдинга «Ромир» изучили отношение россиян к кредитам и особенности российского стиля пользования кредитными программами. Аналогичное исследование проводилось в 2012 и 2010 годах. Если раньше наблюдалась, скорее, положительная динамика в отношении россиян к кредитам, то в нынешнем году их мнение по многим вопросам существенно изменилось. 

Респондентам был задан вопрос о том, чем для них является кредит. По данным исследовательского холдинга, на первое место с 52% голосов респондентов вышел вариант ответа, характеризующий кредит как «долговую яму, из которой трудно выбраться». Три и пять лет назад такой вариант ответа указывали чуть более трети опрошенных. Сегодня же до трети (32%) уменьшилась доля тех, кто считает кредит необходимостью, к которой стоит прибегнуть, если нужно сделать крупную покупку.

В 2010 году такой вариант ответа указывал каждый второй респондент. Почти не изменилась по сравнению с предыдущими замерами доля тех, кто считает кредит обычным средством для повышения качества жизни. В текущем году такой ответ дали 11% опрошенных, а в предыдущие годы 12–15%. Как и при предыдущем замере, жители российских городов разного возраста, уровня дохода и образования единодушны в своих ответах на этот вопрос, не показав значимых различий в своих социально-демографических группах. 

В вопросе пользования различными кредитными продуктами общая сегментация в целом не изменилась за последние годы, отмечают эксперты «Ромир». Наиболее популярным остается потребительский кредит – его за последний год брали 27% опрошенных. Еще 9% ответили, что брали кредит на неотложные нужды. 8% пользовались автокредитом, а 5% – ипотечным. 

«Однако по сравнению с результатами трехлетней давности произошло сокращение долей почти по всем позициям. Еще 2012 году потребительским кредитом пользовался почти каждый второй опрошенный – 45%, кредитом на неотложные нужды – 14%, а ипотекой – 8%. Соответственно в этом году увеличилась доля тех, кто не брал и не выплачивал кредитов за последний год – такой вариант ответа дали 55% респондентов. При предыдущих опросах доля подобных ответов составляла 40% и не менялась на протяжении двух лет», – говорится в материалах «Ромир». 

Как и при предыдущем опросе, результаты нынешнего выявили наиболее активных пользователей кредитами. Это по-прежнему горожане 25–34 лет со средним доходом. В этой группе особенно востребованы потребительские кредиты. Среди респондентов 35–44 лет несколько выше доля пользователей ипотечными кредитами. 

Перспективы кредитования 

С момента последнего опроса «Ромир» произошли изменения в вопросе опыта пользования кредитами. Если раньше наиболее популярным (36–39%) был ответ «Брал кредит несколько раз и возьму еще при необходимости», то сегодня каждый третий респондент (30%), отвечавший на этот вопрос заявил, что он «брал кредит один раз и не хотел бы брать новый». И еще 27% респондентов заявили, что брали кредиты несколько раз, но тоже не хотели бы опять повторять этот опыт. 

Таким образом, заключают специалисты, более половины респондентов, имевших опыт кредитования, сегодня стараются не планировать новых займов у банков. Единственное исключение составляют респонденты 25–34 лет, которые активно пользуются кредитными программами. Они же значительно чаще, чем в среднем по выборке заявляли о том, что при необходимости готовы взять новый кредит. В целом же о планах взять кредит в ближайшее время заявили 12% респондентов, отрицательный ответ дали 87% опрошенных. Три года назад желающих воспользоваться кредитами было вдвое больше – 26%. 

По данным исследования, на сегодняшний день главными требованиями к кредиту являются процентная ставка (74%) и срок кредита (31%). Три года назад респонденты тоже обращали внимание на процент (87%), но их также волновала возможность досрочного погашения кредита (58%), удобство его выплаты (47%) и только потом – срок кредита (45%). Кредитование и розничная торговля Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) проанализировало объемы кредитования 3100 кредиторов, передающих сведения в НБКИ. 

Как оказалось, по итогам первых пяти месяцев 2015 года отношение объемов выданных необеспеченных кредитов (POS кредитов, кредитных наличными и кредитных карт) к объемам розничной торговли непродовольственными товарами достигло минимального значения с 2010 года – 7,3%. Максимальное значение было зафиксировано по итогам 2013 года – 19,1%. При этом самые низкие значения кредитных покупок россиян были зафиксированы в январе 2015 года. К маю доля таких покупок несколько возросла, но все равно оказалась вдвое меньше прошлогодних значений. 

«Снижение темпов необеспеченного кредитования оказывает влияние на оборот розничной торговли и его структуру, – говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Необеспеченные кредиты становятся менее доступными, и это приводит к изменениям в розничной торговле: растет доля трат на продукты питания, снижаются темпы оборота непродовольственных товаров. В этой ситуации торговым предприятиям и кредиторам необходим поиск новых взаимовыгодных решений, которые станут точками роста как для торговли, так и для кредитования». 

Всплеск микрокредитования 

На этом фоне любопытно выглядят другие данные, которые представило НБКИ. По информации 2400 микрофинансовых институтов (МФИ), передающих сведения в НБКИ, по состоянию на начало июля суммарный объем предоставленных МФИ займов населению составил 50 890 млн руб., увеличившись за II квартал 2015 года на 29,4%. Из этой суммы 26 887 млн руб. приходится на займы на покупку потребительских товаров (средний размер займа – 32,5 тыс. руб.), а 24 003 млн руб. – на микрозаймы (средний размер – 14 тыс. руб.). 

Всего по состоянию на начало июля НБКИ зафиксировало 2 млн 554 тыс. действующих займов, что на 38,9% больше, чем по итогам первых трех месяцев текущего года. По данным НБКИ, наиболее быстрыми темпами растет портфель действующих микрозаймов (займы до зарплаты) – на 33,8% (или на 6,1 млрд руб.). Объем действующих кредитов на покупку потребительских товаров увеличился на 25,7% (или на 5,5 млрд руб.). 

В структуре портфеля МФИ доля микрозаймов выросла за II квартал на 1,6% и составила 47,2%, а доля кредитов на покупку потребительских товаров сократилась в том же объеме до 52,8%. По состоянию на начало июля 21,96% действующих займов обслуживается с просрочкой. Это на 7,84 процентных пункта больше, чем по итогам I квартала 2015 года. При этом в секторе займов на покупку потребительских товаров НБКИ фиксирует незначительную динамику (доля займов с просрочкой увеличилась с 9,16% до 9,87%), а в секторе микрозаймов – серьезное ухудшение (доля займов с просрочкой возросла с 17,18% до 27,73%). 

«Достаточно высокие темпы роста портфеля кредитов МФИ являются прямым следствием сокращения розничного кредитования со стороны банков, – поясняет Александр Викулин. – В сложившихся условиях микрофинансовые институты имеют все шансы для упрочения своих конкурентных преимуществ, прежде всего за счет более активного применения современных инструментов управления кредитными рисками. Наиболее эффективным решением в этой части могло бы стать оперативное внедрение МФИ скоринга бюро НБКИ и инструментов по противодействию кредитному мошенничеству в собственную систему принятия решения о предоставлении займов населению». 

Алексей Земцов

Поделиться в соцсетях: