Коммерсантъ-FM - "Значительное число россиян испытывает неуверенность по поводу своего материального положения"
Экомомическая уверенность жителей России снижается. Такой вывод сделали аналитики компании "Ромир", опираясь на данные о приобретении воды, кофе, молока и шоколада. Ощущение нестабильности провоцирует рост потребления шоколада, алкоголя и табачной продукции, отмечают эксперты. Россияне потеряли уверенность в завтрашнем дне. Население страны стало реже покупать воду, кофе и молоко. При этом выросли продажи шоколада.
Такие данные опубликовала исследовательская компания "Ромир". Индекс "кофе с молоком", который рассчитывает организация, включает в себя данные по продуктам из категории так называемых "простых удовольствий". Сокращение их потребления может говорить об экономической тревоге граждан. Потребление кофе в июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 11%. На 8,5% снизилось потребление молока. Особенно сильно уменьшились покупки бутилированной воды — на 24%. Повысилось лишь потребление шоколада — на 9%.
Потребители с доходами выше среднего в июле приобретали все продукты, кроме молока, по ценам в среднем в полтора-два раза ниже, чем год назад. Эти цены оказались ниже, чем те, по которым продукты приобретали потребители со средним и даже низким достатком. Рост продаж шоколада особенно показателен — такое явление обычно наблюдается в неблагополучный экономический период, отметил управляющий директор группы компаний "Алор" Сергей Хестанов.
"Потребление кофе, шоколада, алкоголя и, как ни странно губной помады, заметно растет тогда, когда у значительной части общества снижается уверенность в своем экономическом благополучии. И тот факт, что это потребление выросло, говорит о том, что значительное количество россиян испытывает неуверенность по поводу своего материального положения в ближайшем будущем.
Если бы данные о потреблении алкоголя и табачной продукции в России были бы достоверны, скорее всего, был бы заметен рост потребления и этих продуктов", — отметил Хестанов. Полученные данные удивительны, однако делать выводы только по июльскому индексу "кофе с молоком" не стоит. В этом уверен ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин.
"Впервые за весь период наблюдения произошло снижение показателя этого индекса по сравнению с соответствующим значением прошлого года, то есть июля 2012-го, на 7%. Ранее такого никогда не наблюдалось. Но по данным за один месяц было бы преждевременно судить о каких-то существенных изменениях поведения. Надо дождаться данных за август и сентябрь, и тогда уже можно будет судить, то ли это такой климатический феномен, связанный с прохладным месяцем, то ли мы имеем дело с какой-то существенной тенденцией", — пояснил Березин. Также с начала года на 18% снизилась средняя цена приобретения кофе. Это значит, что россияне выбирают все более дешевые марки этого напитка.
Альбина Хазеева
Поделиться в соцсетях: