Компания - Конец фильма

2013-01-28

Зачем государство поддерживает кинобизнес? 

Отношения между отечественным кинематографом, отчественным кинопрокатом и отечественным кинозрителем как-то не складываются. Доля российского кино в общем объеме кассовых сборов составляет 16%, в то время, как во Франции этот показатель превышает 35%. Делают фильмы больше, чем смотрят, и распределяемые Фондом кино (ФК) субсидии лишь усиливают этот дисбаланс. В 2012 г. ФК поддержал 117 лент, но в 2013 г. в наш прокат выйдет только 25 картин, профинансированных фондом. 

В последние пару лет декабрь для ФК становится временем оправданий: вот уже второй год подряд Счетная палата РФ публикует отчеты, где отражены претензии к распределению средств фондом и его коммерческой успешности. В 2011 г. исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков отверг все обвинения в нецелевой растрате бюджетных денег. Доводы руководителя ФК не остались неуслышанными, и на нужды кинобизнеса в 2012 г. выделили 3,894 млрд руб. Большая часть суммы - 2,245 млрд руб. - была потрачена на поддержку десяти кинокомпаний-лидеров, самостоятельно распределяющих полученные средства по проектам; второй по величине "кусок" - 920,7 млн руб. - достался проектам социально значимой тематики. 

В 2012 г. история повторилась почти полностью: оправдания выслушали, денег на новые киноленты пообещали. Однако будущее ФК туманно. Планы развития российского кинематографа Минкульт пока держит при себе. Например, обсуждается законопроект, который обяжет прокатчиков показывать 20% отечественных фильмов и платить НДС при демонстрации зарубежных. В СМИ ходят слухи об изменении полномочий Фонда кино. Но главная интрига даже не в том, кто и как все-таки будет распределять государственные субсидии на кинематограф, а в том, что именно поддерживает государство: кинематограф или кинобизнес? 

Фонд кино: история реформ Фонд кино образован в 1995 г. по инициативе правительства РФ. Основной задачей организации была объявлена популяризация российского кино за рубежом, а также поддержка нашего кинематографа, в том числе и в виде аккумулирования средств и направления их на нужды отрасли. До 2009 г. четкой системы в действиях ФК не наблюдалось, однако, по данным Movie Research, в 2005 г. была зафиксирована самая большая доля сборов от показа российских лент (29,5%); до 2008 г. она удерживалась на отметке в среднем 28%, а затем постепенно снижалась. 

Принципы работы фонда решили изменить, и в 2009 г. грянула реформа. Фонду было велено выбрать компании, являющиеся лидерами кинопроизводства, и распределить между ними бюджет на новые киноленты, составивший в том году 2,86 млрд руб. 21 марта 2012 г. Сергей Толстиков подписал соответствующий приказ, согласно которому все заинтересованные организации должны были до 20 апреля 2012 г. подать заявки с обоснованием собственного "лидерства". Предполагалось, что ФК поделит средства между теми компаниями и продюсерами, коих сочтет достойными его попечительский совет, куда из кинематографистов вошли лишь Никита Михалков и Владимир Малышев (ректор ВГИКа). 

Неочевидность выбора компаний-лидеров поначалу была воспринята киносообществом в штыки, однако, как сегодня поясняют игроки рынка, недовольство улеглось: Сергею Толстикову удалось создать зону, свободную от коррупции. Уважение к деятельности фонда его исполнительный директор завоевал и тем, что при распределении бюджетов учитывались не только коммерческие горизонты, но и качество фильма. Департаменту кино Министерства культуры было оставлено право субсидировать дебюты, авторские, анимационные, документальные фильмы - на 850 млн руб. Таким образом, финансирование продвижения российского кинематографа разделелилось на два независимых денежных потока. 

Согласно условиям работы фонда, полученные деньги студии-лидеры имели право использовать по своему усмотрению, но заранее оговоренный в каждом случае процент - в зависимости от размера вложенных ФК средств - предполагалось вернуть. "С 2009 г. по 2012 г. в работе фонда принципиально ничего не менялось, - говорит Сергей Толстиков. - Мы начали поддерживать анимацию, детское кино и образовательные программы, развили международную деятельность". Фонд исправно выдавал субсидии, а компании снимали кино. 

На пресс-конференции "Итоги господдержки российского кино в 2011 г." Фонд кино сообщил, что отечественные картины смогли отстоять свою долю в общих кассовых сборах, которая достигла отметки в 16%. Повысить этот показатель удалось благодаря удачному "выступлению" российских фильмов в декабре и в период новогодних праздников (киноленты "Высоцкий. Спасибо, что живой" ("Дирекция кино"), "Елки-2" (Bazelevs), "Смешарики" (ГК "Рики") и "Иван Царевич и Серый волк" (СТВ)), получивших финансовую поддержку ФК. С 1 декабря по 9 января удалось собрать 43% всей кассы российских релизов 2011 г. 

Но чиновников этот результат не удовлетворил. В 2012 г. продюсеры и Фонд кино решили взять на себя повышенные обязательства: доля отечественных фильмов, создаваемых при участии ФК, должна была вырасти до 13% (в 2011 г. - 10%), а общие кассовые сборы всех российских фильмов в прокате при этом должны были достичь 18,2%. Обещание выполнить не удалось. По данным Romir Movie Research, по итогам года доля отечественного кино в прокате составит лишь 13,8%, а кинокомпаний-лидеров - 7,5%. 

Фильмы, снятые при финансировании Фонда кино, в 2012 г. не смогли стать фаворитами проката. В итоге, по информации Movie Research, в первой десятке отечественного бокс-офиса впервые нет российской картины. Кто про что, а Степашин про бизнес Из-за очевидных неудач Фонда кино в 2012 г. в 2013 г. отрасль ждет очередная перестройка. "Революцией это точно назвать нельзя, - прокомментировал ожидаемые изменения Сергей Толстиков.

- Мы еще в 2011 г. предлагали ввести некоторые экономические инструменты, но лидеры отечественного кинобизнеса идею не оценили. В результате мы все равно пришли к необходимости тех изменений, о которых говорили год назад". Но, как и годом ранее, игроки кинобизнеса по-прежнему хотят стабильности. "Нас все время колошматит! - возмущается в одном интервью основатель кинокомпании Art Pictures Studio Федор Бондарчук. - В результате именно мы будем отвечать за эти очередные "перемены", а не те, кто это все затеял! 

Ну что ж, посмотрим, какую долю российского кино даст в следующем году министерство со всеми инициированными им реформами". По мнению руководства Фонда кино, основная причина создавшейся конфликтной ситуации - в непонимании чиновниками специфики кинобизнеса. "У Минкульта сейчас очень упрощенное понимание кино, - рассуждает Сергей Толстиков. - Они делят его на коммерческое и некоммерческое. 

Первым сегментом должен заниматься фонд, вторым - министерство. Но на самом деле все сложнее. Да, существует сегмент прибыльного кино, но он небольшой и не должен получать субсидии. Но субсидия - это тоже финансовый инструмент, это форма компенсации, а не подачка. Если мы даем субсидию, это не значит, что мы "заказываем музыку". Одна из главных задач Фонда кино - сделать рынок разнообразным, но при этом обеспечить эффективность предоставления средств. Например, крупнобюджетные фильмы, как правило, не могут быть прибыльными. 

Но они должны быть в линейке отечественного кино, равно как и малобюджетные ленты". В 2013 г. чиновники рекомендуют оказывать финансовую поддержку фильмам на определенные темы: "Россия - многонациональная страна", "История страны как духовный капитал будущего" и "Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором". "Госзаказ может быть, - комментирует Сергей Толстиков. - Но это должны быть отдельные проекты. В кинобизнесе высока иррациональная составляющая. Поэтому очень важно сбалансировать векторы: и обеспечить многообразие фильмов, и организовать возвратность средств. Для этого должна быть квалифицированная экспертиза". 

Пока в фонде отстаивают необходимость разнообразия отечественного кино и пытаются придумать, как сделать так, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы", Минкульт действует. В конце ноября прошлого года чиновники заявили о том, что бюджет ФК сократится с нынешних 3,9 млрд руб. до 3, из которых 1 планируется раздать на возвратной основе. Фонд кино вправе потребовать вернуть все выделенные деньги либо претендовать на долю в прибыли проекта пропорционально вложенным в него средствам. По-прежнему допускается финансирование проката фильма, но в этом случае возвратность должна составлять от 50 до 100%. Важно отметить, что при принятии решений о распределении оставшейся (безвозвратной) части средств ФК придется заручиться согласием Минкульта. 

"В этом году мы продолжим выделять средства как лидерам отечественного кинопроизводства, так и независимым продюсерам, при этом введем универсальную систему экспертизы проектов и сделаем акцент на применении новых экономических инструментов, таких как 100-процентная возвратность, возвратность средств с прибыли от реализации фильмов и субсидирование процентных ставок по кредитам", - сообщили "Ко" в пресс-службе Фонда кино. У Министерства культуры же бюджет на авторское, дебютное и экспериментальное кино увеличится до 2,3 млрд руб. (в 2012 г. распределению подлежало только 1,5 млрд руб.). Не до жиру…

Тем временем, пока Фонд кино и чиновники Минкульта пытаются разобраться, как поделить бюджеты и увеличить долю отечественного кино в прокате, сами прокатчики озабочены вопросом привлечения людей в кинотеатры. В 2011 г., впервые за семь лет, посещаемость кинотеатров в России практически не показала роста. И это несмотря на то, что число современных кинозалов в стране увеличилось более чем на 10%. В Movie Research провели исследование и выяснили, что 39% респондентов, которые редко ходят или вовсе не ходят в кино, объясняют это простым дефицитом времени. Вторым по значимости обстоятельством, препятствующим 17% россиян более часто посещать кинотеатры, стало наличие альтернативных способов просмотра фильмов. 

По 11% респондентов, не являющихся активной киноаудиторией, указали на несоответствие текущего репертуара кинотеатров своим ожиданиям, на отсутствие подходящей компании для похода в кино и дороговизну билетов. За 2012 г. ситуация несколько улучшилась. По итогам девяти месяцев 2012 г. кассовые сборы составили 29,6 млрд руб., что на 18,5% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (24,9 млрд руб.). При этом рост сборов происходил как за счет увеличившегося на 7% количества посещений (131,5 млн зрителей в 2012 г. против 122,4 млн человек в 2011 г.), так и за счет увеличения цен на билеты. 

Если в январе - сентябре 2011 г. зритель должен был потратить в среднем 207 руб. на билет, то усредненная стоимость билета по итогам девяти месяцев 2012 г. составила 225 руб. Однако, по оценкам экспертов, рост цен способен негативно отразиться на посещаемости кинозалов. Тем более что на днях министр культуры Владимир Мединский заявил о возможной отмене льготы по уплате НДС для кинотеатров. "Все кинофильмы освобождены от уплаты НДС, таким образом, кинотеатр находится в выигрышном положении, - сообщил господин Мединский. - Льгота была установлена когда-то с одной мотивировкой: чтобы поддерживался и развивался отечественный кинематограф. Но за прошедшие с этого момента 10-15 лет выяснилось, что эта льгота работает не на поддержку и развитие отечественного кинематографа, а на поддержку и развитие голливудского кинематографа". 

В заявлении министра культуры настораживает то, что НДС в конечном счете будет платить сам потребитель. Следовательно, отмена льготы приведет к росту цен на билеты, а это, в свою очередь, сократит число зрителей кинотеатров. В таком случае какой смысл проводить постоянные реформы с участием Фонда кино, если на отечественные ленты люди ходить не будут? Летом 2012 г. в рамках разработки программы "Меры государственного регулирования и поддержки отечественного кинематографа", которую курировала компания Movie Research, с инициативой создать систему абонементов для посещения кинотеатров выступил Федор Бондарчук. 

Абонементы (то есть скидку в 50% от стоимости билета) предполагалось выдавать "школьникам, учащимся и работающей молодежи" для просмотра отечественных фильмов. На дворе январь 2013 г., данная инициатива не реализована, а сами кинопрокатчики с сомнением относятся к идее зарабатывать на нашем кино. "К сожалению, российские фильмы не являются конкурентоспособными, - подчеркивает менеджер проектов сети кинотеатров "Иллюзион" (Владивосток) Снежана Лофицкая. 

- Силком заставить людей смотреть их не получится. Сами прокатчики не готовы конкурировать с количеством зарубежных лент. Нельзя принуждать кинотеатры показывать то, что не пользуется популярностью у зрителей. Если фильм неинтересный, люди на него не пойдут. А если он интересный, у него большое количество копий, то он окупится. В противном случае, кинотеатры будут простаивать. Кроме того, прокатчики должны вкладывать деньги в рекламу киноленты, продвигать ее. Если этого не делать, то можно долго сидеть в ожидании прибыли". 

В сложившейся ситуации кинопрокатчики готовы поддержать инициативы Минкульта, но только относительно повышения требований к режиссерам. "Кинотеатры несут убытки, демонстрируя неокупаемые российские фильмы, из-за их низкой посещаемости, так как договор на прокат контента, как правило, обязывает нас прокатывать фильм в двухнедельный срок, - поясняет генеральный директор национальной сети кинотеатров "Синема Парк" Сергей Китин. 

- Создавалась ситуация, когда продюсер, получив деньги от фонда, снял фильм и в какой-то мере компенсировал затраты на его производство, а кинотеатрам такие потери от пустующих залов никто не компенсирует. Поэтому требование к создателям фильмов о возвратности государственных средств, выделяемых через фонд, заставит их более ответственно подходить к прокату и созданию фильмов, а также нести соразмерные риски потерь от неуспешности проектов". 

В итоге складывается трагикомичная ситуация: Министерство культуры хочет, чтобы в стране больше смотрели отечественное кино, но способствует росту цен на билеты и уменьшению объемов киноаудитории. ФК желает разнообразия в российском кино, но его вынуждают помогать только весьма ограниченному сегменту прибыльного кино. Кинотеатры не прочь заработать, а для этого им надо хотя бы не мешать, но и сия малость невозможна: ведь Минкульт хочет, чтобы в стране больше смотрели отечественное кино. На основе этого сюжета, возможно, могла бы получиться забавная кинокомедия. 

Мила Кретова