Профиль. Математика тупика

29 Августа 2011
Российское кино раз за разом обманывало зрителя, но в итоге обмануло себя.

27 августа кинематографисты (да и то, наверное, не все) ти-хо отметили День российского кино. Праздник этот привязан к весьма сомнительному событию: после Октябрьской революции кинодело в России оставалось в частных руках, несознательные кинокапиталисты не хотели бесплатно давать камеры партийным хроникерам и в тревожное переломное время продолжали снимать мелодрамы и мистическую ерунду (между прочим, до 150 картин в год). Поэтому указом Совнаркома в августе 1919 года всю отрасль национализировали, то есть отняли и поделили. В календарях праздник появился в начале 1980-х. С тех пор он несколько раз менял название - был Днем советского кино, Днем кино, Днем кино России, какое-то время не отмечался совсем, поскольку с экранов пропал виновник торжества. В 2002 году едва не стал Днем кино им. Михалкова - тогда Никита Сергеевич предложил совместить гулянку с вручением кинопремии "Золотой орел". Чехарда, творившаяся с главным профессиональным поводом выпить, отражала ситуацию в самой профессии: наше кино меняло гражданство, чахло, оживало, ложилось под новых идеологов и опять боролось за свою независимость. Так вот, по этой логике последний День российского кино следовало бы объявить траурным.

НЕ В ЭТОЙ СТРАНЕ

В августе исследовательский холдинг "Ромир" и агентство Movie Research, которое аккумулирует самую разную статистику по отечественной киноиндустрии, опросили 1500 россиян от 18 до 60 лет. Вопрос был простой: как, мол, вы относитесь к российским фильмам? Результаты оказались разгромными. 3% респондентов принципиально не смотрят наше кино. 18% настроены к нему негативно. Почти 30% молодежи (от 18 до 24 лет - самые активные зрители!) выберут австралийскую драму про бешеного кенгуру или дешевый хоррор про зомби, только бы не премьеру с Гошей Куценко. Конечно, есть патриоты (11% смотрят только отечественное), а основная часть зрителей (42%) при покупке билетов вообще не задумывается о национальности фильма - им не важно, родной или привозной, главное, чтобы хороший. Но это значит лишь то, что при прочих равных они тоже выберут иностранное. Хорошее популярное кино гремит стомиллионным бюджетом, слепит эффектами, развлекает и заставляет зрителя забыть о проблемах, а значит, это опять-таки Голливуд.

Только 38% опрошенных считают, что российские киноновинки с годами становятся лучше и нашему кино надо дать шанс. Остальные в этом сомневаются или радикально не согласны.

За 20 лет отечественное кино не смогло найти своего зрителя, его по инерции смотрят и любят пенсионеры, но все остальные стараются избегать. Тут можно справедливо заметить, что соцопрос - штука субъективная: да мало ли кто как ответил, в каком был настроении и что вчера посмотрел? Но опрос стал только виньеткой к новому выпуску "Киностатистики" - масштабного анализа российского кинопроката. В нем все по-бухгалтерски - таблицы и столбики, а между строк читается приговор: не важно, какое кино сейчас снимают в стране, - смотреть его уже практически некому.

СВОБОДНАЯ КАССА

"Киностатистика" - это тетрадка с цифрами: какой фильм, сколько и как именно заработал. Агентство Movie Research выпускает такие тетрадки несколько раз в год. Этой статистике принято доверять: источник не ангажирован (агентство живет смежным бизнесом, проводя исследования по заказу отдельных студий), государственная же программа "Единый кинобилет", которая должна поставлять официальную статистику, до сих пор не включилась. К тому же итоги подводятся постфактум, когда войны за кассу окончены, а пленки с фильмами отправлены на склад.

В августе вышел отчет о состоянии дел в первом полугодии 2011 года. Материал почти скандальный. В десятку самых кассовых фильмов с января по июнь 2011 года не попало ни одного российского ("Щелкунчик и Крысиный король", во-первых, снят в копродукции, во-вторых, со всех точек зрения это одно сплошное недоразумение).

Зритель шел в кинотеатры за зрелищем: посмотреть на приключения (абсолютный кассовый лидер, "Пираты Карибского моря. На странных берегах", собрал почти 1,8 млрд рублей, "Трансформеры-3" -1,2 млрд рублей), поглазеть на гонки иномарок в "Форсаже-5" и "Тачках-2", попутешествовать в "Рио" и "Путешествиях Гулливера" - в общем, расслабиться.

Российское кино по части аттракционов Голливуду по-прежнему не конкурент: это все равно как сравнивать Диснейленд и провинциальный парк культуры с облупленными советскими автоматами. Спецэффекты - скромные, сценарии - все больше мимо. Поэтому в десятке кассовых российских фильмов нет блок-бастеров в международном понимании этого слова. Есть романтические комедии ("Любовь-морковь 3", "Служебный роман. Наше время", "Свадьба по обмену", лидируют "Выкрутасы" со сборами 360 млн рублей), просто комедии ("Самый лучший фильм 3-ДЭ", "All inclusive, или Все включено"), соцреализм (в боевике "Slove. Прямо в сердце" среди прочего воюют с "мигалками") и, конечно, богоискательский артхаус ("Generation "П" по Пелевину).

Из 32 российских картин доход принесли только три. Разговорная драма "Неадекватные люди" взяла свое живыми скоростными диалогами, курортный фарс "All inclusive, или Все включено" удачно попал в сезон, а на "Служебный роман. Наше время" зрители, кажется, двинули из культурологического любопытства: весь ли советский багаж можно осквернить? Часть фильмов со временем выйдет "в ноль", заработав на телепоказах. Но после тотального фиаско российского кино в прокате (по сравнению с первым полугодием 2010 года количество посещений российских фильмов упало на 29%) общие сборы в кинотеатрах тоже снизились на 5%. Залы недополучили прибыль и были вынуждены поднять цены на билет в среднем на 15 рублей.

СКРОМНО, БЕЗ ДОСТОИНСТВА

Первое, что надо признать: дела российского кино действительно плохи. Наши фильмы не просто отстают технологически (сравните "Трансформеров-3" и "Мантикору", в которой дурно нарисованные бестии гуляют по Москве), а проигрывают по комплексу параметров: средняя иностранная картина, снятая для широкого проката, энергичнее, смешнее, ярче сыграна, лучше как энтертеймент, как зрелище. Она, как хороший массажист, старается зрителя не уболтать, а расслабить.

Второе: наши зрители бегут от наших фильмов не из-за заговора голливудского лобби, а только потому, что несколько российских премьер эти зрители уже посмотрели. Шли на "ответ Голливуду", по уши накачались рекламным патриотизмом, но никакого ответа не увидели и зал покидали с кислыми лицами. К 2011 году народ стал испытывать недоверие к любым фильмам российского производства.

И третье: дальше дела будут еще хуже. Долгие годы российское кино жило сначала сомнительными коммерческими схемами, потом эйфорией от мнимого возрождения. Но эйфория спала, люди перестали рваться в кинотеатры под девизом "За Родину!". Прокат оценил реальную востребованность отечественных кинопродуктов, вот-вот включит рыночное регулирование - и тогда бедное наше кино попадет в замкнутый круг. Кинотеатры начнут осторожничать и отказываться от российских лент как от убыточных. Без широкого проката станут невозможными большие кассовые сборы, а без надежды на сборы не будет крупных бюджетов. В стране продолжат снимать небогатое второразрядное кино для ограниченного показа - типовое, без особой надежды на качественный скачок.

Поддержка национального кино в прокате де-факто уже началась: кинотеатры повысили цены на билеты, чтобы покрыть расходы от российских премьер. Недавно созданный Фонд кино адресно распределяет крупные бюджеты (до 250 млн рублей на картину), чтобы в стране выходило хотя бы 12-13 масштабных зрительских фильмов в год. Но от списка поддерживаемых проектов густо пахнет госзаказом, а главное, да, это фильмы социально значимые, освещающие сложные периоды в истории страны и т.д. и т.п., но ни одного яркого приключения, которое могло бы соперничать с очередными "Пиратами Карибского моря", среди них нет.

Отдельные передовые продюсеры (Александр Роднянс-кий или Тимур Бекмамбетов) видят выход в копродукции и прорыве на международные рынки. Но пока статистика неумолима: до выхода еще очень далеко. Бюджет до $5 млн, по сюжету пара известных артистов меняются телами (это самый доступный спецэффект) или известная историческая персона прогуливается по нескольким декорациям, в конце звучит песня ротируемой поп-группы - таким будет российский киностандарт уже через пару лет. Это вряд ли можно назвать национальной катастрофой (Индия или Нигерия ежегодно производят для национального рынка тысячи не отличимых друг от друга фильмов), но гордость и амбиции отечественной индустрии, конечно, будут уязвлены.

И если в День российского кино надо сдвинуть рюмки, то - не чокаясь.

http://www.profile.ru/items/?item=32705



Поделиться в соцсетях: