Рост каналов продаж и СТМ: что ждет ретейл и HoReCa в 2025 году

23 Декабря 2024

Потребительский рынок в 2024 году пережил серьезную трансформацию. На него повлияли экономические и технологические факторы, а также изменение покупательского поведения. О том, каким будет 2025 год для ретейла и HoReCa, рассказали директора по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина и Маргарита Абрамкина.

Кросс-форматный ретейл

Наблюдаемый в последние годы стремительный рост доли кросс-форматного ретейла (с 34,2% в 2019 до 81,5% в 2024 году) подтверждает успешность стратегии омниканальности, говорят эксперты. Тренд, несомненно, сохранится и в 2025 году, поскольку потребители всё больше ценят гибкость и удобство выбора канала покупки.

Кросс-форматный ретейл продолжит свое проникновение в кошелек потребителя. Доля современного ретейла, объединяющего онлайн и офлайн-форматы продаж, неуклонно росла за последние годы: с 2019 по 2024 рост составил с 34,2% до 81,5%, а доля одноформатных продаж сократилась до 18,5%. Эта тенденция, безусловно, продолжится и в 2025 году, поскольку ретейлеры будут стремиться удовлетворить разнообразные модели покупок, подчеркивают эксперты.

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами РОМИР:

Ретейлерам необходимо инвестировать в развитие как онлайн, так и офлайн-инфраструктуры, обеспечивая бесшовный переход между каналами. Активное миксование в кошельке покупателя онлайн и офлайн-форматов, все большее вовлечение в онлайн-формат и в том числе маркетплейсы, это тоже один из инструментов рационализации, поскольку онлайн сегодня это не только про удобство, но и про возможность сравнивать цены и выбирать лучшее предложение. То есть покупатель использует широкий портфель инструментов рационализации своего поведения (кросс-форматы, сравнение цен онлайн-игроков и программы лояльности).

Многокатегориальный подход к потребительскому выбору

Если раньше решающим фактором была цена, то уже в 2024 году на первое место вышло удобство покупки. Для потребителя важно удовлетворение по ряду параметров: помимо цены и удобства, это также ассортимент, безопасность и так далее. Отдельно стоит отметить такой критерий, как удовольствие от процесса покупки. В офлайн-магазине должно быть чисто и приятно, а в зале присутствовать кассы самообслуживания, вежливый и аккуратный персонал. В онлайн-формате это предполагает удобные приложения для покупок и оплаты, а в обоих случаях — быструю и надежную доставку.
Расширение числа каналов продаж

Из 17 каналов продаж (включая супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома, маркетплейсы и др.), выделенных «Ромир», в кошельке среднестатистической российской семьи фигурирует уже не менее 10. Тенденция к расширению числа доступных каналов продолжится и в 2025 году, и потребители будут выбирать из множества вариантов, где и как купить товар, наиболее удовлетворяющий их потребности.

Рост конкуренции в онлайн-торговле

Удобство покупки выходит на первое место среди прочих критериев, и онлайн-магазины будут наращивать конкуренцию в этой сфере: не только в скорости и географии доставки, но и в механизмах услуги, стоимости и качестве обслуживания. Другие факторы — цена, ассортимент и дополнительные услуги — также станут зонами активного соперничества.

Укрепление позиций маркетплейсов в онлайн-торговле

Это особенно заметно в FMCG-сегменте и конкретно в области продуктов питания. Маркетплейсы соответствуют широкому набору потребительских требований, позволяя приобрести разные категории товаров в рамках одной платформы. Однако нарастающая конкуренция также будет способствовать укреплению нишевых онлайн-ретейлеров, специализирующихся на узких категориях, обладающих высокой экспертизой и предлагающих быструю доставку.

 

Источник: Sostav.ru


Поделиться в соцсетях: