Темпы роста авторынка в ближайшие годы пойдут на спад
Большая часть автовладельцев не готовы менять машину. Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 г. увеличатся на треть по сравнению с 2023 г. до 1,4 млн единиц, но затем вплоть до 2028 г. темпы роста будут снижаться. Это предусматривает базовый сценарий в обзоре потребительских трендов на авторынке, подготовленном исследовательским холдингом "Ромир" и консалтинговой компанией Oks Labs (есть у "Ведомостей").
В нем приводится три сценария развития авторынка: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Согласно оптимистичному, продажи легковых машин в этом году вырастут на 42% до 1,53 млн шт., по пессимистичному - только на 4% до 1,12 млн единиц.
По базовому сценарию темпы роста автопродаж в 2025 г. сократятся вдвое и составят 16% к предыдущему году до 1,63 млн машин. В 2026 г. рынок новых легковушек вырастет еще на 6% до 1,73 млн авто, в 2027 г. - на 3,5% до 1,79 млн, а в 2028 г. - лишь на 1% до 1,81 млн единиц техники.
Рост продаж новых автомобилей в России прогнозируется во всех трех сценариях. Но темпы отличаются. Так, в оптимистичном варианте в 2028 г. продажи новых машин составят 1,91 млн шт. Это почти в 1,8 раза больше, чем в 2024 г. При реализации пессимистичного сценария рынок через пять лет вырастет в 1,5 раза к этому году до 1,51 млн автомобилей.
При формировании базового прогноза аналитики отталкивались от того, что заложенные в бюджете 2024-2026 гг. на программы льготного автокредитования и лизинга 96 млрд руб. будут израсходованы полностью. Условиями для реализации этого сценария также будут развитие локализации китайских машин в России и снижение ключевой ставки ЦБ.
Оптимистичный прогноз предполагает увеличение финансирования вышеупомянутых мер господдержки и восстановление индекса потребительской уверенности до значений 2018 г. (-11,75 пункта). Этот индекс - собственный индикатор "Ромира", который показывает отношение личного ощущения респондента от своего экономического положения к ощущению общей экономической ситуации в стране, - исчисляется в диапазоне от -100 до +100 единиц.
Пессимистичный сценарий может реализоваться в случае ослабления рубля ниже прогнозов, роста ключевой ставки выше текущих прогнозов и снижения индекса потребительской уверенности до значений 2022 г. (-24,25), говорится в обзоре.
Как следует из основных параметров макропрогноза Минэкономразвития на 2024-2027 гг., среднегодовой курс доллара в 2024 г. прогнозируется на уровне 94,7 руб./$, а к 2027 г. он вырастет до 103,8 руб./$. Ключевая ставка, по прогнозам ЦБ, до конца этого года останется на уровне 15-16%.
Текущая конъюнктура авторынка воспринимается потребителями негативно, что может сдерживать скорость его восстановления, отмечают авторы исследования. До 80% опрошенных "Ромиром" автовладельцев считают, что сейчас "плохое время" для покупки автомобиля, и не планируют это делать в ближайшие полгода. Всего в опросе принимали участие 1600 человек.
При этом 79% опрошенных заявили о росте затрат на обслуживание автомобиля. Из-за этого потенциальные покупатели либо выбирают более бюджетные машины, либо вообще откладывают покупку, отмечает "Ромир".
Несмотря на то что более половины объема предложения новых машин приходится на китайские марки, только три из них - Chery, Haval и Geely - начинают приближаться к уровню европейских, корейских и российских массовых брендов по узнаваемости, говорится в исследовании.
"Респонденты отмечают, что опыта эксплуатации даже известных в России китайских брендов недостаточно для того, чтобы принять решение о покупке, поскольку непонятно, как эти автомобили будут вести себя с течением времени", - говорит старший директор по работе с клиентами "Ромира" Людмила Фукова. При этом остаточная стоимость машин из КНР при перепродаже будет очевидно ниже, чем у привычных россиянам иностранных брендов, полагает она.
Прогноз "Ромира" и Oks Labs в долгосрочной перспективе выглядит "адекватным и чуть более оптимистичным", чем у "Автостата", отмечает исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. Базовый прогноз "Автостата" на 2028 г. предполагает продажи на уровне 1,55 млн легковых машин, оптимистичный - 1,7 млн. Но "Автостат" планирует обновить его в большую сторону, поскольку уже в этом году рынок "уверенно идет" к 1,5 млн автомобилей, говорит Удалов. На продажи также повлияет ожидаемая индексация утильсбора и вероятное закручивание гаек по параллельному импорту, но учесть их прямо сейчас невозможно из-за постоянных изменений экономических условий, поясняет собеседник.
Базовый прогноз, который чуть больше фактических продаж за 2018-2019 гг., "имеет право на жизнь" с учетом отсутствия существенных регуляторных, экономических и иных геополитических потрясений, соглашается директор группы по обслуживанию предприятий автопрома компании ДРТ Александр Васильев. Автомобили и их обслуживание дорожают в силу экономических и регуляторных причин, поэтому те, кто задумывался о смене машины, сейчас могут поставить этот вопрос на паузу, полагает он. В премиальном сегменте покупатели в меньшей степени привязаны к изменению стоимости техники и затрат на содержание, поэтому спрос в нем наиболее стабилен, да и о недостатке выбора говорить не приходится, считает эксперт.
Поделиться в соцсетях: