Вечерняя Москва - Фонд кино рассказал, как потратил деньги

2012-12-20

Вчера специалисты в области киноиндустрии поговорили о своих проблемах и обсудили тему, которую назвали так: «Итоги господдержки кино в 2012 году». Нужно ли нам кино? И за чей счет? Эти вопросы под Новый год снова выплыли на поверхность. В киноиндустрии снова смена караула. Если в этом году на поддержку отечественного кинематографа было выделено 5,37 млрд рублей (из них 3,87 млрд поступило в ведение Фонда кино, а 1,5 млрд осталось в распоряжении Минкульта), то на будущий, 2013 год из 5,3 млрд рублей 2,3 млрд (большая часть) окажутся в ведении Министерства культуры, а 3 млрд будут направлены в Фонд кино. 

Чиновники также решили пристально вглядеться в результаты работы компаний-мейджоров (их восемь), получивших бОльшие преференции перед другими студиями. Вопросов тут немало. И о пресловутой «доле российского кино» в прокате, и о финансовом успехе картин, которым помог Фонд кино, и об электронном билете, который так и не введен до сих пор, и о процветающем пиратстве. 

 На них попытались ответить акулы кинобизнеса - продюсеры Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Ренат Давлетьяров, Федор Бондарчук, Андрей Прошкин, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, управляющий партнер компании Romir Movie Research Олег Иванов. Разговор пошел трудный и зачастую нервный - спикерам пришлось отдуваться за падение пресловутой «доли по сборам» российских фильмов. 

Ведь она упала с 15,9 процента в прошлом году до 13,8 в нынешнем. Упала и доля посещаемости. При этом, как отметил Олег Иванов, цена билета в стране выросла и составила 235 рублей. В этом мы сравнялись с Америкой и Европой. Иванов объясняет эти огорчительные падения, во-первых, кризисом 2008 года и сокращением инвестиций в кино. Вовторых, реорганизацией системы управления киноотраслью, в-третьих, слабой ориентацией лидеров на массового зрителя. Сергей Сельянов поддержал идею о том, что нужен «единый центр управления полетами». - Раньше кинорынок был в два раза меньше, - напомнил Сельянов. - Поэтому доля российского кино в нет была выше. Сельянов подчеркнул: каждый год в Америке выходит 200-230 фильмов. У нас же зрительских, с прокатом, - около 40. 

Реальные сборы из них делают 20 американских и 5 российских лент. И дело вовсе не в инвестициях, считает Сельянов, а в кадрах. Александр Роднянский утверждает, что спада пресловутой «доли» нет: - Просто сейчас у нас нет явного лидера, как было, скажем, в 2005 году, когда вышло сразу два - «Турецкий гамбит» и «Девятая рота». Продюсер считает, что неверно делать ставку лишь на юных зрителей от 14 до 21 года, что вводить квоту нельзя. Он против так называемых социально значимых тем, которые внедряет Минкульт, и за копродукциию...

- На нас, художников, идет прямой наезд, - утверждает Бондарчук. - нас обвиняют в халяве. Но нельзя говорить, что все в кино так плохо, что мы все провалили! А именно так с нами разговаривают в Министерстве культуры! - У нас у всех одно понимание ситуации, - подвел итоги Сергей Толстиков. - Фонд кино вовсе не в заговоре против Минкульта. Просто должна быть ясная государственная стратегия кинематографа, надо понять, зачем он нужен стране. Политическая власть у Минкульта должна проявляться не в определении тем, а в создании творческой среды для художников.

Наталья Боброва