Ведомости - Праздник экономии

2018-01-17

Россияне перед Новым годом не порадовали розничный бизнес: их расходы на праздник не достигли докризисных

Повседневные траты россиян перед 2018 г. выросли всего на 2,1% по сравнению с кануном 2017 г., таковы данные скан-панели домохозяйств "Ромира". В этой панели 11000 домохозяйств в 180 городах России с населением более 10000 человек, они сканируют штрихкоды всех купленных товаров.

Очищенные от инфляции расходы декабря остались теми же, что и в 2016 г., и ниже, чем во все предыдущие годы, пишет "Ромир", а в ключевых регионах стагнировали или снизились по сравнению с 2016 г. На Северо-Западе расходы снизились на 3,7%, на Урале - на 5,4%, в Сибири не изменились, в Центральном федеральном округе - незначительно, на 0,4%, выросли, в Москве сократились на 2,7%, в Петербурге - на 3%.

Крупнейшие российские ритейлеры еще не публиковали отчеты о IV квартале. Первой выручку 18 января покажет группа "Дикси", на следующей неделе - "Магнит", Х5 Retail Group и "Лента". Результаты могут оказаться довольно слабыми по сравнению с прошлыми годами, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, отчасти это объясняется высокой долей промопродаж, а также тем, что крупнейшие ритейлеры ранее пересматривали ассортимент в пользу недорогих товаров.

Восстановление потребительской активности замедлялось весь IV квартал 2017 г., напоминает руководитель направления макроэкономического анализа Х5 Retail Group Ирина Голощапова. Она приводит данные Росстата: реальный оборот розницы в стране в ноябре вырос на 2,7%, а, например, в сентябре - на 3,2%. "Это происходит за счет замедления роста продовольственной розницы, - полагает она. - Восстановление не получает масштабной поддержки от роста розничного кредитования".

Потребители продолжают относиться осторожно к расходам и не готовы тратить больше на необязательные статьи, констатирует Колупаева, но, вероятно, предпосылки для позитива есть: рост реальных зарплат, замедление инфляции. Однако потребители придерживаются рациональной модели, уверена она, поэтому могли отказаться от части необязательных трат в пользу образования, ремонта, отдыха, товаров длительного пользования.

Продажи новых автомобилей за декабрь выросли на 14%, по данным Ассоциации европейского бизнеса, а выездной туризм за год поднялся на 20% и почти вернулся к показателю 2014 г., сообщал руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

На декабрьской рознице могло сказаться и то, что больше потребителей уехало в путешествия. По словам заместителя гендиректора НТК "Интурист" Сергея Толчина, продажи новогодних туров выросли на 10-15% - россиян привлекли программы в Турции и дальнемагистральные пляжные направления (Доминикана, страны Юго-Восточной Азии), что стало возможным благодаря восстановлению покупательной способности и укреплению рубля.

Продажи бытовой техники в России за 2017 г. могли вырасти, по оценкам "М.видео", на 5-7% в штуках и максимум на 5% в денежном выражении. Рост продаж в натуральном выражении говорит о восстановлении спроса, указывает представитель ритейлера Валерия Андреева: "Но меньше спонтанных покупок, больше внимания скидкам, кэшбэк-предложениям, а в кредитных программах - предпочтение рассрочкам".

Представители "Магнита", "Ашана", "Ленты" и "Дикси" не ответили на вопросы "Ведомостей".

Наталья Ищенко, Анастасия Иванова