Ведомости - Сила красоты

10 Июня 2013

Анекдоты про русских мужчин, относящих слово «педикюр» к неприличным, стремительно теряют актуальность. В московских салонах чуть ли не треть клиентов - представители сильного пола. 

По данным компании «Ромир», парфюмерией в России пользуется 84% мужчин и 96% женщин 

Мнение о том, что за последними тенденциями в области эстетической косметологии и ухода следят только женщины, давно уже неверно, подчеркивает врач-косметолог Центра эстетической косметологии и эстетики «Посольство красоты» Ирина Гаспарян. Многие из представителей сильного пола не реже, чем женщины, делают покупки в парфюмерных магазина, а при выборе тюбиков и баночек проявляют даже больше придирчивости. Это подтверждает и статистика: при общем объеме мирового рынка косметики и средств по уходу в $437,2 млрд мужчины за год покупают средств для наведения красоты не менее чем на $33,6 млрд, сообщают аналитики компании Euromonitor. 

Там вдали, за Москвой 

В России расходы скромнее, но пропорцию соотечественники выдерживают: из общих продаж парфюмерно-косметических товаров в $14,3 млрд на средства для мужчин приходится $1,2 млрд. При этом расходы среднестатистического россиянина на уход за собой выше среднемирового показателя. По данным Euromonitor, каждая семья в мире в среднем выделяет на приобретение мужских товаров для красоты и здоровья по $17,4 в год, в России - $22. 

Но хотя процесс превращения россиян в ухоженных и модных европейцев продвинулся очень далеко, среди наших соотечественников все еще много тех, кто считает неприличным предложение пройти в салоне красоты любую другую процедуру кроме банальной стрижки, шутит адвокат Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Даниил Мархиев. Действительно, услугами косметолога в России регулярно пользуются только 4% мужчин, при том что у женщин этот показатель составляет 17%, показывают данные опроса «Ромир», проведенного в июле 2012 года. 

В целом процент мужчин, заботящихся о своей внешности, в Москве и других мегаполисах значительно выше, чем в средних и малых городах страны, не говоря уже о сельской местности, отмечают эксперты. Но растет он и в столице, и в провинции. За последние пять лет появилось много новых профессиональных продуктов и салонных процедур для сильного пола, в больших городах увеличивается прослойка мужчин, регулярно посещающих не только парикмахера, но и мастера маникюра и даже косметолога, говорит владелица салонов красоты «Аида» Аида Вульфова. 

«Индустрия красоты для мужчин во всем мире развивается быстрыми темпами, в России парфюмерно-косметический рынок увеличивается на 20-25% в год», - рассказывает Инесса Саакян, директор по маркетингу компании «Маруга», специализирующейся на продаже продукции для инновационных косметических процедур. И если в сегменте масс-маркет потребители ограничиваются элементарными средствами ухода (такими как пена для бритья и лосьоны - после), мужчины с высоким доходом тратят все больше средств на свою внешность, недаром в продаже появляется, например, множество средств по уходу за разными типами мужских волос, добавляет она. 

«Если еще лет двенадцать назад выбор для мужчины, желающего модно постричься, ограничивался салономи «Жак Дессанж» и «Персона», то сейчас в городе можно найти не только парикмахера на любой вкус, но и косметолога или массажиста любого уровня подготовки, причем соотношение цена-качество для их услуг будет не хуже, чем в других европейских столицах», - говорит Даниил Мархиев из «Легис Групп». «Но как и при выборе адвоката, если нужен высококвалифицированный и успешный специалист, он обойдется недешево», - признает он. 

Единственное, чего в московской индустрии красоты сейчас не хватает лично Мархиеву, так это специализированных салонов, которые обслуживали бы только мужчин. «Нет никаких проблем с ширпотребом, но косметику по уходу найти сложно», - жалуется управляющий партнер «Легис Групп» Максим Домбровицкий. 

Зато сфера услуг по снятию стресса - различные спа-программы, массаж, обертывания - в России развита гораздо лучше, чем в Европе и США, считает их коллега Сергей Горбачев. «По затратам у нас все очень доступно, а качество сервиса выше», - радуется он. «Кроме того, в Москве практически любую процедуру можно сделать поздно вечером, тогда как в любом европейском городе попасть в салон после пяти вечера малореально. А еще в российской косметологии процесс ухода за внешностью проходит по разряду медицинских процедур, и у большинства специалистов есть соответствующее образование», - перечисляет Горбачев другие преимущества отечественной индустрии красоты. 

Сильный потребитель 

«Помните, мужчины более привередливы», - предупреждает ритейлеров Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen Россия. Как выяснила компания, половина из мужчин готова переплачивать за дизайнерские продукты и искать на полках изделия знаменитых брендов (среди женщин число любительниц известных логотипов немногим превышает 40%). Хорошая новость для продавцов товаров и услуг заключается в том, что мужчины менее чувствительны к ценам, продолжает Эдельштейн. 

Действительно, лишь треть представителей сильного пола - респондентов всероссийского исследования «Ромир» заявила, что главным фактором при выборе косметики и парфюмерии является доступная цена. Бережливых дам гораздо больше - почти 44%. 

Мужчины - хорошие покупатели, соглашается Аида Вульфова: они в 90% случаев покупают шампунь и другие средства, которые им рекомендует парикмахер. Поэтому товарооборот профессиональных парикмахерских мужских средств стабильно растет. В итоге сегодня любая мало-мальски уважающая себя парикмахерская марка имеет в своей линейке продуктов отдельную гамму для мужчин, а крупные бренды выпускают даже профильные мужские красители (обычно тонирующие натуральный цвет волос), продолжает она. 

Также большой популярностью пользуется мужская косметика (прежде всего средства по уходу за кожей), а парфюмерию представители сильного пола покупают даже чаще, чем женщины, уверяет Инесса Саакян из «Маруга». Это подтверждает и «Ромир»: по данным опроса, ароматами в России пользуется 84% мужчин (и 96% женщин), при этом у 14% любителей парфюмерии дома хранится более шести приятно пахнущих флаконов. 

«Россия уверенно догоняет Запад если не по всем параметрам мужской индустрии красоты, то по спросу на косметику и эстетические процедуры - точно», - убеждена Саакян. По ее подсчетам, сейчас больше 30% посетителей косметических салонов и клиник - мужчины, и число их постоянно растет. 

Женское начало 

Недорогие парфюмерно-косметические и гигиенические товары для мужчин в России чаще всего покупают женщины, выяснили исследователи компании Euromonitor. Мужчины если и добираются в магазине до полок с шампунями и лосьонами, то долго там не задерживаются. И в большинстве случаев приобретают тот же самый продукт, который использовали до этого. Тогда как женщина посоветует своему спутнику попробовать новинку, считают эксперты Euromonitor. 

Они же заметили, что темпы роста категории средств гигиены для мужчин в последние два года стали замедляться. И объяснили это проблемами мировой экономики, из-за которых дамы стали меньше ходить по магазинам и реже делать покупки, в том числе - для своих близких. 

В кабинет косметолога представители сильного пола тоже нередко приходит не по своей воле, замечает Инесса Саакян. «Чаще всего инициаторами проведения процедур для мужчин являются женщины, им важно, чтобы их половина соответствовала им по всем параметрам, в том числе по внешнему виду», - объясняет она. Наиболее востребован у мужчин массаж, косметический уход, маникюр, педикюр, эпиляция и инъекции красоты. 

«Современное общество поклоняется молодости. Мужчины все больше стремятся как можно дольше оставаться молодыми и активными. Исходя из этого определяются основные тренды индустрии красоты: салонные процедуры, медицинская эстетика (ботулинотерапия, контурная пластика, мезотерапия, хемоэксфолиация) и даже пластическая хирургия (коррекция видимых эстетических дефектов, исправление форм, а также круговая подтяжка)», - рассказывает Саакян. 

По данным «Ромир», лишь 1,6% участниц всероссийского исследования готовы воспользоваться пластической хирургией для сохранения молодости, тогда как у мужчин таких желающих набралось более 2%. В Европе сторонников пластической хирургии среди мужчин больше, чем среди женщин, - в среднем 17% и 14% соответственно, выяснили исследователи Nielsen. 

Беспокойство по поводу лишнего веса - это не только женская особенность, отмечает Ирина Гаспярян из «Посольства красоты». Неправильное питание на скорую руку, употребление алкоголя, стрессы приводят к алиментарно-конституциональному типу ожирения, проще говоря, у мужчин появляются «зоны-ловушки» в абдоминальной зоне, области талии, спины и второго подбородка, рассказывает она. 

Почти 40% мужчин признают проблему с лишним весом, и 13% это сильно беспокоит - таковы итоги опроса «Ромир». (Конечно, женщин килограммы волнуют больше: половина участниц исследования считают, что весят больше, чем нужно, и 30% переживают по этому поводу.) При этом мужчины не сторонники жестких диет, а результат хотят получить быстро. Спорт тоже не всем подходит, так как заниматься им нужно регулярно. 

Поэтому сильный пол так любит современные методы наведения красоты, позволяющие быстро и просто решить проблему, продолжает Гаспарян. Например, если посмотреть информационные материалы разработчиков технологии неинвазивного лазерного липолиза (технология моделирования фигуры с помощью низкоинтенсивного лазерного излучения), то на половине рекламных изображений будут примеры применения процедуры для мужчин, говорит врач-косметолог. 

Естественные краски

Российские мужчины сходятся в желании выглядеть здоровыми и подтянутыми и требуют от индустрии красоты соответствующих услуг. Но в остальных своих запросах они в массе своей пока еще очень консервативны, сокрушается Аида Вульфова: предпочитают классические стрижки, не экспериментируют с цветом (исключение составляют подростки), а те, кто пользуются красителями для волос, предпочитают это скрывать - настолько силен страх потерять лицо из-за того, что общество сочтет их недостаточно мужественными. «А когда попадаешь на улицы Лондона или Амстердама, видишь вокруг много интересных, современных и, главное, разнообразных мужских причесок, которые отражают индивидуальность их владельцев», - восхищается она. 

«Я не первооткрыватель, услугами всеми подряд не пользуюсь, очень важна стабильность в их ассортименте и качестве», - раскрывает свой подход к индустрии красоты Максим Домбровицкий из «Легис Групп». «Но конечно, трачу в разы меньше, чем женщины: побрился, намазался - и все», - шутит он. 

Красота по-русски: цифры и факты 

Российский рынок товаров для красоты и здоровья в массовом сегменте мало отличается от общемирового. Как выяснил Euromonitor, в число лидеров продаж нужного в повседневной жизни парфюмерно-косметического ширпотреба входят бренды, знакомые жителю любой крупной страны: Procter & Gamble (и в мире, и в России лидирует по объему продаж продукции для красоты и здоровья, и там и там занимая примерно по 11,5% рынка), Unilever Group (третье место в мире и второе в России, чуть менее процентов рынка), LOreal (вторая в мире, третья в России - 9,7 и 7,6% соответственно), Avon (3,2% мирового рынка и почти 7% российского). Состоятельные покупатели в России даже немного больше любят бальзамы и парфюмы от LVMH, чем в среднем по миру (продукция люксового концерна занимает более 8% российского парфюмерного рынка против 7,4% рынка в среднем по миру). 

 Елена Виноградова


Поделиться в соцсетях: