Вести ФМ - Россияне верят в скорую девальвацию рубля

05 Августа 2013


На прошедшей неделе выяснилось, что почти две трети россиян верят в скорую девальвацию рубля. Подробнее - Александр Яковлев в рубрике "Экономика. Итоги" на радио "Вести ФМ". 

Для россиян введут энергопаек 

На прошедшей неделе стало известно, что в России вскоре начнется введении социальной нормы потребления электроэнергии в регионах. Во всяком случае, постановление об этом подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Механизм работы нововведений взволнованной общественности тут же в двух словах разъяснил заместитель премьера Дмитрий Козак. Выяснилось, что в пределах социальной нормы потребления тарифы должны быть снижены, а за ее пределами несколько повышены. С 1 сентября 2013 года пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов стартуют в семи регионах России, а если все пойдет по плану, то с 1 июля 2014 по новым тарифам будет жить вся страна. 

Справка 

Тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством. Тарифные ставки устанавливаются региональными органами власти согласно методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам. 

Итак, предполагается, что если вы бережливый домохозяин и потребляет электричество в пределах энергопайка, то стоимость этих услуг для вас не изменится или станет даже чуть ниже. А вот потребление сверх нормы для тех, у кого все электроприборы дома включены круглые сутки, или в квартире 24 часа сияет иллюминация, будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу, покрывающему все издержки, связанные с производством и доставкой электроэнергии до граждан, 

При этом "Ведомости" цитируют неназванного представителя ФСТ, который утверждает, что устанавливать норму потребления для бытовых потребителей будут губернаторы, но таким образом, чтобы более 70% населения попадало в этот коридор. Остальным 30% домохозяйств придется либо задуматься об энергосбережении, либо платить по повышенной ставке. При этом в первый год тариф за сверхнормативное потребление будет не более чем на 30% выше, чем в пределах соцнормы. 

Как полагают сторонники такого подхода к регулированию рынка, переход к социальной норме и рост платежей от обеспеченных граждан помогут снизить цены для крупных промышленных предприятий - за счет ликвидации перекрестного субсидирования, Однако многие эксперты полагают, что за счет манипуляций с тарифами проблемы не решить, так как это самое перекрестное субсидирование создают огромные операционные и инвестиционные расходы сетевых компаний. То есть в дополнение к дифференциации тарифов нужна оптимизация издержек. Но здесь пока что заметных движений не наблюдается 

Так нужно ли в России вводить энергопаек? Говорит руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.

Григорьев: Тарифы должны быть просто адекватными и посильными для всех граждан. Я считаю, что в России имеются достаточно серьезные резервы по повышению эффективности электроэнергетики. Другой вопрос, что, может быть, действительно стоит не вот эти социальные нормы вводить, а вводить тарифы на сверхпотребление. Как на Украине, там свыше 800 киловатт-час в месяц если потребляет кто-то, то у него действительно сверхтариф. Притом, что социальная норма там, кстати, тоже существует. Вот это, на мой взгляд, действительно очень эффективно, потому что глупо одной меркой мерить какой-нибудь коттедж на Рублевке и большую часть населения. 

"Аэрофлот" созрел для создания лоукостера 

На прошедшей неделе стало известно, что крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" признала целесообразным создание лоукостера - низкобюджетного перевозчика. При этом полеты новой авиакомпании могут начаться уже в 2014 году. 

Справка 

"Аэрофлот" - крупнейший российский авиаперевозчик, входит в авиационный альянс SkyTeam. Его совокупная маршрутная сеть насчитывает 1000 пунктов в 178 странах. В прошлом году "Аэрофлот" перевез около 18 миллионов человек. 51 процент акций компании принадлежит государству. 

Разговоры о том, что России нужен дешевый авиаперевозчик, велись еще в 2013 году и чуть ли не на уровне президента России, и вот, похоже, "Аэрофлот" созрел для того, чтобы выйти на рынок с подобным продуктом. Как ожидается, тарифы лоукостера, будут ниже на 20-40 процентов по сравнению с расценками обычных авиакомпаний. Более того, возможно, что новый перевозчик сможет конкурировать по цене даже с железнодорожным транспортом. 

Напомню, что в России уже было две попытки создать лоукостера (этим занимались "Авианова" и Sky Express), но все они быстро потерпели фиаско именно по экономическим причинам. И вот сейчас "Аэрофлот" достаточно жестко указывает на то, что для реализации нового проекта нужно внести ряд поправок в Воздушный кодекс и авиационные правила. В частности, перевозчикам нужно предоставить право отменять питание на борту для пассажиров и разрешить взимать плату за багаж. Также необходимо ввести невозвратные билеты и допустить к работе иностранных пилотов. В свою очередь аэропорты, чтобы дать возможность лоукостерам заработать, должны предлагать авиакомпаниям более низкие тарифы на обслуживание и уменьшить время между прилетом и вылетом самолета до 40 минут. 

"Пока мы не поправим законодательство, ничего у нас не полетит. Поэтому я еще раз добавлю, что пока не подправят законы, мы не рискнем вложить 100 миллионов долларов в проект, который не гарантирует нам отдачу, это будет для "Аэрофлота" нереально, невозможно", - заявил глава "Аэрофлота" господин Савельев в интервью телеканалу "Россия 24". По словам Савельева, лоукостер в первые годы работы заберет у "Аэрофлота" около миллиона пассажиров и будет рассчитан в первую очередь на молодежь и пенсионеров. В качестве первых возможных маршрутов топ-менеджер назвал города Краснодарского края. 

Так удастся ли "Аэрофлоту" создать хорошего дешевого перевозчика? Говорит Анатолий Ходоровский - заместитель генерального директора инвесткомпании "Регионы". 

Ходоровский: Для того чтобы создать низкобюджетного перевозчика, необходимы не только экономические, но и социальные предпосылки, то есть нужен новый класс пассажиров, которые будут летать без багажа, которые достаточно мобильны, летают часто, бронируют через Интернет и так далее. Задумка "Аэрофлота" заключается несколько в другом. Называя правильные экономические предпосылки, в частности тот же билет, который надо сделать несдаваемым, тоже отказ от питания и бесплатного провоза багажа, эти льготы получат все компании. А дальше надо посмотреть на маршрутную сеть, которую заявил "Аэрофлот". А он и сейчас уже имеет на этих направлениях одни из самых больших провозных емкостей. В результате два-три миллиона, которые непонятно как поместятся в Домодедово, который уже перегружен, поднимут цены для остальных 10-20 или 30 миллионов пассажиров. Такая модель никакого отношения к низкобюджетным перевозкам не имеет. 

Россияне верят в скорую девальвацию рубля 

На прошедшей неделе выяснилось, что почти две трети россиян верят в скорую девальвацию рубля. Во всяком случае, так считает аналитик из Romir, проводившие полевое исследование на эту тему. Интересно, что в случае девальвации половина респондентов Romir ничего не собираются предпринимать, то есть они не будут ни конвертировать рубли в валюту, ни вкладывать их в покупку каких-то вещей. Как мне кажется , это очень правильная позиция. Много раз говорил и говорю - никогда не бегайте за автобусом, женщиной и движениями курсов. А девальвация... Ну так что ж. Видали мы ее, и не раз, и ничего, почти все живы.


Поделиться в соцсетях: