Почти 60% россиян стали дачниками, но трудятся на огородах меньше

13 Июля 2011

Исследовательский холдинг Ромир провел опрос* жителей России, как они относятся к дачному отдыху и огородным работам, и как это влияет на их потребительскую активность. В 2011 году количество дачников в России выросло, уже 59% жителей России имеют дачу или приусадебный участок (53% по итогам аналогичного опроса в 2010 году). Однако удельный вес выращенных самостоятельно продуктов в потребительской корзине снижается.

Подавляющее большинство владельцев “фазенд и усадеб” (94%) по-прежнему, как и в прошлом году, не позволяют себе просто отдыхать, а ведут активное приусадебное хозяйство и огородные работы. При этом 91% огородников извлекают практическую пользу из своих “шести соток”, делая запасы на зиму.

В частности, 32% опрошенных любителей собственных заготовок и солений обеспечивают ими 50% и более от всех потребляемых в семье продуктов. Тем не менее, объемы домашних заготовок снижаются. В 2010 году респондентов, обеспечивающих половину и более своего рациона дачными запасами, было несколько больше – 38%. Видимо, россияне стали прикладывать к полевым работам меньше усилий.

Косвенно этот фактор свидетельствует о росте уровня жизни населения и повышении потребительского оптимизма, поскольку дачи в России выполняют функции кризисного амортизатора потребления. Многие поколения россиян привыкли при ухудшении экономических условий переходить на самообеспечение и существенно дополнять свою продуктовую корзину с помощью полевых работ. Но при улучшении конъюнктуры, покупатели возвращаются от грядок к магазинам.

График 1. Если взять весь объем продуктов, потребляемых дома за 100%, сколько примерно приходится на домашние заготовки/соленья (в %)?
Доля домашних заготовок и солений

Источник: Ромир Gallup International

В частности, объем домашних заготовок напрямую влияет на объем потребления овощной и фруктовой консервации, приготовленной заводским способом. Так, например, после кризиса вновь увеличилась доля домохозяйств хотя бы раз за год купивших консервированные огурцы (48% - в 2008 г. ,44% - в 2009 г., 49% - в 2010 году). Популярность консервированных помидоров тоже выросла на 11%, если сравнивать 1 полугодие 2010 года с 1 полугодием 2011 года. Эти тенденции подтверждаются исследовательской скан-панелью домохозяйств Ромир, в которой представлены данные о домашнем потреблении 3000 семей в городах России с населением 500 000 человек и более.

Интересно, что дачи популярны у всех категорий населения: зачастую и студент (40% опрошенных в этой категории), и квалифицированный специалист с высшим образованием (45%), и служащий без высшего образования (53%), и пенсионер (57%), и руководитель (65%), и рабочий (67%) и домохозяйка/не работающий (68%) не представляют свою жизнь без дачи. Даче все возрасты покорны, например, в возрастной группе от 18 до 24 лет дачниками назвались 50% опрошенных. Однако наиболее активными дачниками (66%) оказались люди в возрасте 45-59 лет. Семейные респонденты ожидаемо оказались более вовлечены в загородную жизнь (65% опрошенных в этой категории), однако и холостяки не отказываются от этого времяпровождения (50%).

Значительно возросла доля владельцев приусадебных участков среди жителей больших городов. Каждый второй (48%) опрошенный респондент в «миллионниках» оказались дачниками (в прошлом году только 32%), возможно на них повлияли впечатления от аномально жаркого лета 2010 года.

*Опрос организован по инициативе Ромир в рамках исследования Омнибус, в нем приняли участие 1500 респондентов. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 18 до 60 и старше лет, в 7 федеральных округах России. Омнибус – исследование, проводимое одновременно для нескольких клиентов и по нескольким темам, которое позволяет значительно снизить затраты и получить результат в течение недели.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.
 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: