Дефлятор по-прежнему выше инфляции

2019-03-15

Индекс личной инфляции – дефлятор – второй месяц подряд демонстрирует более высокие значения, чем официальная инфляция от Росстата. Так, по итогам февраля дефлятор получил значение в 0,5% при уровне инфляции в 0,4%. Накопленные с начала года значения двух индексов разнятся на 0,7% в пользу дефлятора. Такое поведение индекса личной инфляции объясняется реакцией на повышение цен. В феврале россиянам пришлось платить почти на полтора процента дороже, чем месяцем ранее, за набор привычных товаров.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Второй месяц подряд дефлятор демонстрирует более высокие значения, чем официальная инфляция. Если в январе дефлятор оказался более чем в полтора раза выше инфляции, то по итогам февраля превышение составило лишь десятую долю процента – 0,5% при инфляции в 0,4% (см. Гистограмму 1). Тем не менее, накопленные с начала года значения двух индексов по-прежнему значительно разнятся. За два месяца года дефлятор накопил значение в 2,2%, а инфляция - 1,5% (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2018 – февраль 2019.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

«Динамика дефлятора в феврале повторила уже ставший традиционным для последних лет тренд, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – После скачка личной инфляции в январе в связи с выросшими ценами на привычные товары во втором месяце года россияне адаптируются к новым реалиям и вновь возвращаются к экономии. Это и приводит к снижению размера дефлятора. Однако в текущем году февральское снижение дефлятора оказалось относительным – индекс сократился лишь по сравнению с показателем предыдущего месяца, но все равно превысил значение официальной инфляции. Это говорит о том, что как бы россияне не экономили, за привычные товары им пришлось платить дороже, чем месяцем ранее. И тем более ощутимым оказался рост цен по сравнению с прошлым годом».

Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом февраля 2019 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Действительно, как видно из Гистограммы 3, наши соотечественники потратили на привычный набор товаров на 1,4% больше, чем месяцем ранее. Услуги ЖКХ подорожали на почти неуловимые 0,1%, а бензин за месяц даже потерял в цене также едва заметные 0,2%. При более значительных изменениях этих двух статей расходов значение дефлятора могло бы быть еще выше.

Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2018 – февраль 2019.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду).

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

В ближайшие месяцы динамика дефлятора вряд ли изменится на отрицательную, а сам индекс получит более низкие значения, чем инфляция. В первые месяцы года на повышение НДС ростом цен отреагировали товары первой необходимости. В дальнейшем подорожание станет заметно и в категориях товаров длительного хранения и пользования.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 08
+7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru