Дефлятор растет вместе с инфляцией

21 Ноября 2019

После дефляции в сентябре дефлятор вместе с инфляцией по Росстату принимают положительное значение - 0,05% и 0,13% соответственно. Годовые значения этих показателей, т.е. накопленные с января по октябрь стали 2,7% и 2,4%. Причиной роста дефлятора стали цены на товары, которые снова вернулись в зону роста.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в октябре, в отличие от двух прошлых месяцев, по расчётам Росстата получил положительное значение в 0,13%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в октябре повел себя идентично вектору инфляции и вырос на 0,05% (см. Гистограмму 1) по сравнению с сентябрем. Эти значения являются довольно низкими, и серьезного роста цен не наблюдается.

Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Октябрь 2018 – октябрь 2019.

 Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду).

Источник: Romir Scan Panel, Росстат   

Годовые значения дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по октябрь, составили 2,7% и 2,4% соответственно (см. Гистограмму 2). До конца года остается меньше двух месяцев, и, если ситуация существенно не изменится, то можно будет говорить о крайне низком показателе инфляции.

Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом октября 2019 г.

 Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду).

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

В октябре дефлятор практически не изменился, показав лишь небольшой рост. Если не брать во внимание повышение цен в первых месяцах года (рост цен в январе 2019 года составил 1,7% из-за повышения НДС), то рост составил всего 0,5%, что фактически означает отсутствие роста цен в этом году (цены на товары подвержены волатильности из-за некоторых сезонных факторов и промо-активности игроков рынка). Сейчас цены на товары снова вернулись в зону роста (см. Гистограмму 3). Этим и объясняется динамика дефлятора.

Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Октябрь 2018 – Октябрь 2019.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Октябрь 2018 – Октябрь 2019

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.

Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13

pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: