Дефлятор «Ромир»: в мае резко сократился рост цен

25 Июня 2020

В мае 2020 вектор Дефлятора разошелся с официальным показателем инфляции Росстата: индекс показал падение -0,13%, а инфляция – рост на 0,27%. Годовые значения этих показателей, т.е. накопленные с января по май, равняются 2,1% и 2,4% соответственно.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – Дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в мае продолжил положительную тенденцию семи прошлых месяцев и по расчётам Росстата получил значение в 0,27%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, Дефлятор в мае повел себя противоположно вектору инфляции и сократился на 0,13% (см. График 1) по сравнению с апрелем.

По результатам подсчета дефлятора наблюдается небольшое снижение цен по сравнению с прошлым месяцем, что и привело к снижению индекса. В то же время, значение инфляции составило +0,27%, что сигнализирует об умеренном росте цен по сравнению с прошлым месяцем.

График 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Май 2019 – май 2020.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата

Источник: Romir Scan Panel, Росстат, июнь 2020       

Годовые значения Дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по май, составили 2,1% и 2,4% соответственно (см. График 2). Разница между дефлятором и инфляцией обусловлена противоположной динамикой в прошлом месяце. Если мы посмотрим на динамику показателей за два месяца в сумме, то увидим, что они совершенно не отличаются.

График 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом мая 2020 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам

Источник: Romir Scan Panel, Росстат, июнь 2020

Динамику индекса дефлятора определяли, в первую очередь, цены на товары, которые сократились на 0,39% на фоне роста в 3,18% в апреле (см. График 3). Цены на ЖКХ по-прежнему стабильны (0,03%), как и цены на бензин (0,00%). Судя по динамике индексов можно говорить о том, что импульс роста цен, вызванный резкий скачком курса валют, практически исчерпал себя, а темпы роста цен начинают стабилизироваться.

График 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Май 2019 – май 2020.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Май 2019 – май 2020

Источник: Romir Scan Panel, Росстат, июнь 2020

Методология

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете Дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru

 

«Ромир» – крупнейший российский частный исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» располагает развитой исследовательской сетью с собственными филиалами и совместными компаниями из основных регионов России и стран СНГ. «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, а география исследований охватывает 100 государств.

Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его информационных провайдеров. Ссылка на источник в виде: «исследовательский холдинг «Ромир» и указание названия цитируемого исследования обязательны.

«Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: