Дефлятор «Ромир» зафиксировал рост цен на товары в апреле

28 Мая 2020

В апреле 2020 вектор Дефлятора совпал с официальным показателем инфляции Росстата: индекс показал рост в 1,13%, а инфляция – рост в 0,83%. Годовые значения этих показателей, т.е. накопленные с января по апрель, равняются 2,3% и 2,1% соответственно.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – Дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в апреле продолжил положительную тенденцию шести прошлых месяцев и по расчётам Росстата получил значение в 0,83%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, Дефлятор в апреле повел себя идентично вектору инфляции и вырос на 1,13% (см. График 1) по сравнению с мартом. Эти значения намного выше прошлогодних, которые равнялись -0,22% и 0,29% соответственно.

За последние месяцы эти значения являются максимальными и даже превысили традиционно наиболее высокие для годовой сезонности январские показатели в 0.99% и 0,40% соответственно.

График 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Апрель 2019 – апрель 2020.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата

Источник: Romir Scan Panel, Росстат   

Годовые значения Дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по апрель, составили 2,3% и 2,1% соответственно (см. График 2). Учитывая резкое изменение динамики роста цен в апреле, значение дефлятора по итогам года может оказаться наиболее высоким с момента ввода политики таргетированной инфляции ЦБ РФ.         

График 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам (в % к предшествующему периоду). Данные с учетом апреля 2020 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата по годам

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Вышеуказанную гипотезу подтверждает и динамика составляющей дефлятора, цен на товары: они выросли на 3,18%. Цены на бензин несколько снизились (-0,24%), а на ЖКХ цены не изменились (0,00%). Резкий рост цен произошел на фоне значительных изменений в курсе рубля, от которого зависят цены на многие товары.

График 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Апрель 2019 – апрель 2020.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Методология

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете Дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета Дефлятора можно ознакомиться по запросу).

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»

Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (926) 519 66 13
E-mail: pressa@romir.ru

 

«Ромир» – крупнейший российский частный исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» располагает развитой исследовательской сетью с собственными филиалами и совместными компаниями из основных регионов России и стран СНГ. «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, а география исследований - охватывает более 55-ти государств.

Правила использования аналитических материалов и инфографики исследовательского холдинга «Ромир».

Цитирование материалов «Ромир» допускается безвозмездно в объеме, оправданном целью цитирования, при этом ссылка на источник обязательна и должна содержать следующее указание: «исследовательский холдинг «Ромир», а в случае использования значительной части аналитики и инфографики «Ромир» в материале Пользователя, являться гиперссылкой на сайт www.romir.ru или на страницу конкретного материала, либо гиперссылкой на ресурс SMM, принадлежащий «Ромир». «Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: