В марте индекс "Дефлятор" так и не вышел в плюс

18 Апреля 2017

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. В марте дефлятор продолжил демонстрировать отрицательную динамику и получил по итогам месяца значение в -1,6% на фоне официальной инфляции от Росстата в 0,1%.  Таким образом, накопленные значения инфляции и дефлятора с начала года продолжили сближение до разницы в 0,4%. Основной вклад в столь ощутимое снижение личной инфляции внесла экономия на привычных товарах. Россияне смогли приобрести их более чем на 4% дешевле, чем месяцем ранее.   

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Второй месяц подряд россияне стараются компенсировать скачок личной инфляции в январе, когда дефлятор вырос сразу более чем на 3% относительно декабря прошлого года. В феврале покупатели смогли немного сэкономить на привычных товарах, что привело к снижению личной инфляции на -0,2% относительно первого месяца года. В марте этот тренд продолжился еще более уверенными темпами. Так, по результатам первого весеннего месяца дефлятор получил значение в -1,6% относительно февраля при показателе официальной инфляции в 0,1% (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Март 2016 – март 2017.

Ежемесячное сравнение дефлятора и инфляции

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Таким образом, накопленные значения инфляции и дефлятора с начала года пошли на сближение. Если еще в феврале разрыв составлял более 2%, то по итогам марта разница между величиной личной инфляции (1,4%) и инфляции от Росстата (1%) сократилась до минимального значения в 0,4% (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом марта 2017.

Сравнение дефлятора и инфляции в разрезе года

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Любопытно, какой ценой россиянам удалось укротить личную инфляцию до такой степени, что она настолько приблизилась по значениям к официальной. В предыдущие два года дефлятор после февральской отрицательной динамики в марте обычно возвращался в положительную зону, то есть начинал опять расти. В текущем же году дефлятор и в марте продолжил снижение, причем даже более ощутимое, чем в феврале.

С учетом того, что общие расходы россиян в марте выросли сразу на 9% относительно февраля, а средний чек не изменился по сравнению с предыдущим месяцем, напрашивался вывод о возвращении россиян к активному шопингу. Покупатели обходили большее число торговых точек в поисках лучших предложений. И отрицательное значение дефлятора свидетельствует о том, что нашим соотечественникам удалось найти и воспользоваться привлекательными ценовыми предложениями.

Как видно из Диаграммы 3, россиянам удалось в марте приобретать привычные товары по сниженным ценам, что привело к общей экономии на них на -4,2%. В марте цены на услуги ЖКХ не изменились. Немного, на 0,6% в среднем, подорожал бензин. Совокупность этих факторов и позволила выйти дефлятору на отметку в -1,6%.

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Март 2016 – март 2017.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Таким образом, мы видим, что страсть россиян к экономии не утихает. Однако экономия эта в некотором смысле мнимая. Приобретая повседневные товары по сниженным ценам, покупатели тратят высвободившиеся деньги на дополнительные покупки, что в итоге приводит к общему росту расходов.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: