Дефлятор уступил инфляции
После двух месяцев превосходства над инфляцией в марте дефлятор показал более низкое значение – в 0,2% при официальной инфляции в 0,3%. Правда, накопленные с начала года показатели двух индексов по-прежнему существенно разнятся – 2,4% составляет размер дефлятора и 1,8% – инфляции. Снижению дефлятора в марте способствовала стратегия экономии, которую активно применяли наши соотечественники. Посещая большее количество торговых точек, они смогли найти самые лучшие ценовые предложения на привычные товары. Хотя и за них все равно пришлось платить в среднем на полпроцента больше, чем месяцем ранее.
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
После двухмесячного периода в начале года, когда дефлятор превосходил показатели официальной инфляции, в марте Индекс показал значение ниже инфляции. Так, по итогам первого весеннего месяца дефлятор получил значение в 0,2% при официальной инфляции в 0,3% (см. Гистограмму 1). Однако резкий скачок дефлятора в январе заложил прочную основу для существенного разрыва между показателями двух индексов. Так, и с учетом результатов марта накопленные с начала года значения дефлятора и инфляции по-прежнему разнятся – 2,4% и 1,8% соответственно (см. Гистограмму 2).
Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Март 2018 – март 2019.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
«В марте россияне продолжили придерживаться различных стратегий экономии в попытках противостоять росту цен, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – Напомним, что общие повседневные расходы наших соотечественников в марте существенно выросли, а средний чек остался неизменным. Это свидетельствует о том, что потребители начали посещать большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. В итоге в общей сложности показатель личной инфляции оказался ниже официальной».
Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом марта 2019 г.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Однако, как видно из Гистограммы 3, существенный вклад в снижение дефлятора внесли пока еще неизменные расценки на услуги ЖКХ и снижение средней цены бензина на -0,2% по сравнению с предыдущим месяцем. За привычные товары россияне в марте платили на 0,5% дороже, чем в феврале, что вряд ли можно назвать выдающимся результатом. Но по сравнению с положением в первые месяцы года, когда рост цен на повседневные товары потребовал значительного увеличения трат, сегодня можно говорить о стабилизации ситуации.
Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Март 2018 – март 2019.
Источник: Romir Scan Panel
Последствия повышения НДС, безусловно, продолжат сказываться еще какое-то время. Поэтому не стоит рассчитывать на резкое снижение показателей дефлятора. В апреле на индекс личной инфляции может также оказать влияние постепенный рост тарифов ЖКХ.
Методика
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 07
+7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: