Дефлятор значительно превысил инфляцию

23 Сентября 2019

На фоне снижения инфляции в августе до отрицательных значений в -0,2% дефлятор, как показатель личной инфляции россиян, наоборот, пошел в рост и достиг отметки в 0,5%. Накопленные с начала года значения двух индексов опять получили разнонаправленные вектора развития и разошлись до разницы в 0,6 п.п., причем с превосходством дефлятора впервые с 2017 года. Если причинами снижения инфляции называется продолжающееся сезонное удешевление плодоовощной продукции, то дефлятор свидетельствует о том, что россияне в августе платили дороже за привычный набор товаров.

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Показатель официальной инфляции в августе по расчётам Росстата получил отрицательное значение в -0,2%. И главным виновником снижения потребительских цен было названо продолжающееся сезонное удешевление овощей и фруктов. Тем временем, по данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в августе повел себя противоположно вектору инфляции и, наоборот, вырос до 0,5% (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Август 2018 – август 2019.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Таким образом, накопленные с начала года значения дефлятора и инфляции, максимально приблизившись друг к другу в июне и июле до разницы в 0,2 п.п., в августе опять разошлись. Причем если раньше величина инфляции превосходила значение дефлятора, то в августе дефлятор оказался выше уровня инфляции – 3% и 2,4% соответственно (см. Гистограмму 2). Более высокие значения дефлятора фиксируются впервые за последние три года.

Гистограмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом августа 2019 г.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду)

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

«В среднем цены на плодоовощную продукцию в августе снизились еще на 10% после почти 4% в июле, что и вывело инфляцию в отрицательную зону, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин. – Однако потребительская корзина россиян содержит не только овощи и фрукты. Дорожали другие продуктовые категории и ряд непродовольственных товаров, о чем и свидетельствует дефлятор».

Действительно, в августовском росте дефлятора повинны именно цены на привычный набор товаров, за которые россияне платили на 1,2% дороже, чем в июле (см. Гистограмму 3). После июльского повышения цены на услуги ЖКХ в августе почти не изменились, равно как и цены на бензин. 

Гистограмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Август 2018 – август 2019.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду)

Источник: Romir Scan Panel

 

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 07 (доб. 444)
+7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: