Динамика индекса счастья в России и в мире

28 Декабря 2021

Несмотря на пандемию и экономические трудности, довольных своей жизнью в мире по-прежнему все же больше. 56% населения мира сейчас считают себя «довольными или очень довольными своей жизнью». Среди россиян такие ответы дали 41%, это сопоставимо с данными прошлого года. Однако Индекс счастья (разница между довольными и недовольными жизнью) в мире и России остается низким по сравнению с «допандемийными» годами.

Это результаты исследования Международной ассоциации независимых исследовательских агентств Gallup International и исследовательского холдинга Ромир, проведенного в рамках ежегодного глобального опроса жителей планеты «Конец года» (End of the Year). На вопросы исследователей ответили более 41 тысячи человек из 44 стран мира. Таким образом, их мнение можно экстраполировать на всех жителей Земли.

Среди землян очень довольных своей жизнью 13%, достаточно довольных – 43%, в разной степени недовольны своей жизнью 13%. Около трети (28%) говорят, что они «ни довольны, ни недовольны». Такую же оценку своей жизни дали 30% россиян. Недовольных своей жизнью в России 17% и очень недовольных 6%. Довольных своей жизнью россиян в этом году чуть больше – 36%, очень довольных – 5%.

В Колумбии 83% заявляют, что они довольны, Казахстане - 81%, Албании - 74%, Малайзии - 78%, Нигерии - 78%. Наиболее несчастными являются люди в Афганистане (36% говорят, что они недовольны или очень недовольны), в Гане, Ираке и Украине по 31%, Турции и Пакистане - по 23%. 

Индекс счастья (разница между довольными, очень довольными и недовольными, очень недовольными жизнью) на планете за этот год немного вырос с +38 п.п. до +43 п.п.

Россия демонстрирует показатель, аналогичный прошлому году (+18 п.п.), попав тем самым в пятерку стран с низким уровнем индекса счастья (5-я строчка рейтинга). На первых позициях по этому показателю: Гана (+2), Афганистан (+9), Гонконг (+11) и Ирак (+17). 

В топ-5 счастливых стран входят: Колумбия (+79), Казахстан (+76), Албания (+74), Малайзия (+73) и Азербайджан (+70).

Традиционно Латинская Америка, Африка и Восточная Азия по оценке их жителей являются самыми счастливыми территориями. А Европа, Ближний Восток и Россия всегда находятся в более пессимистично настроенной группе. США показывают результаты, близкие к средним по миру.

Андрей Милехин, доктор социологических наук, президент Ромир, основатель Mile group, вице-президент Gallup International:

«Уровень счастья напрямую не связан с уровнем дохода. При этом россияне традиционно сравнивали себя не с соседями (как большинство граждан других стран), а с ситуацией в экономически развитых государствах. Однако, мир перевернулся. Модель правильного государства, правильной идеологии, правильного накопления – рухнула в одночасье. Не понятны ориентиры. Будущее - непредсказуемо.  Реакция человека на непредсказуемость – страх.

Нужно понимать, что пандемия лишь стала катализатором процессов, которые начались еще задолго до нее. Деглобализация началась еще до Трампа. Цифровой контроль за нашей жизнью тоже до 2020 года. Парадокс и в том, что пандемия объединила демократические и авторитарные режимы, все они теперь стали основываться на контроле и наблюдении. Пандемия – лишь тактическая проблема. Нам сейчас, как никогда, нужны новые ориентиры. Мы должны думать о будущем».

Методология:

Международное исследование Gallup International «Конец года» (End of the Year) является ежегодной традицией, инициированной и разработанной под председательством д-ра Джорджа Гэллапа в 1977 году. С тех пор опрос проводится каждый год. В этом году оно проведено в 44 странах мира.

В исследовании приняли участие 41 560 человек по всему миру. В каждой стране репрезентативная выборка составила не менее 1000 мужчин и женщин, опрос проводился в течение октября-декабря 2021 года лицом к лицу, по телефону или онлайн.

Погрешность опроса составляет +3-5% при уровне достоверности 95%.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 011-00-07, + 7 (926) 519-66-13

E-mail:pressa@romir.ru

Ромир – крупнейший частный исследовательский холдинг, ориентированный на всестороннее изучение современного человека при помощи инновационных методов и технологий. Специализируется на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях.

Ромир входит в Mile group и является эксклюзивным представителем международных исследований ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ.

Международная ассоциация Gallup International (GIA) является ведущей глобальной независимой ассоциацией в области маркетинговых исследований и опросов. На протяжении более 70 лет члены Gallup International демонстрируют свою экспертную способность проводить многострановые опросы на сопоставимой основе и обеспечивать высочайшее качество. Наши более 100 членов и партнеров являются ведущими национальными институтами с глубокими местными знаниями о методах исследований, статистических источниках, обычаях и культурных различиях своей страны и тщательно отобраны Советом Ассоциации. Имея только одно агентство-член в каждой стране, они работают вместе на ежедневной основе для обмена знаниями, новыми методами и инструментами исследований, а также для предоставления наиболее подходящих решений для международных исследовательских проектов и обслуживания наших клиентов в меру наших возможностей.

Международная ассоциация Gallup International или ее члены не связаны с компанией Gallup Inc. (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия), которая больше не является членом Gallup International.

Международная ассоциация Gallup International не несет ответственности за опросы общественного мнения, кроме своих собственных. Мы просим подписывать наши исследования полным названием Gallup International (не Gallup или Gallup Poll).

Ссылка на Ромир и Gallup International, а также указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью Ромир, Gallup International и его провайдеров. Ромир и Gallup International не несут ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: