Доля еды и товаров повседневного спроса в бюджете россиян увеличилась на 4,6% за месяц

26 Октября 2021

По данным исследования Ромир, в сентябре 2021 на еду и товары повседневного спроса (бытовая химия, предметы гигиены и т.д., все вместе – FMCG-товары) пришлось 44,3% расходов россиян. В номинальном выражении это на 4,6% больше, чем в августе 2021.

Стоит отметить, что в сентябре 2021 года доля трат на базовые товары оказалась выше, чем в доковидном 2019-м (40,3%) и ниже, чем в прошлом году (45,2%).

Инна Караева, исполнительный директор Ромир и MILE Group, прокомментировала полученные данные: «По сравнению с 2019 годом индекс резко возрастает и, в целом, продолжает структурно расти. По сравнению с сентябрем прошлого года сокращение доли расходов на FMCG товары незначительно, учитывая то, что для 2020 года был характерен высокий показатель. Мы объясняем это тем, что люди стали сокращать расходы на другие категории товаров. Большинство россиян экономят на одежде и обуви, косметике и бытовой технике, отдавая предпочтение товарам первой необходимости».

Ромир продолжает расчета FMCG Index – показателя, демонстрирующего динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания и непродуктовые категории товаров повседневного спроса или FMCG-товаров (туалетная бумага, шампуни, стиральные порошки и др.) в структуре всех затрат домохозяйства. Размер доли затрат на данный сегмент является одним из факторов, определяющих, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население.

Источник данных: Ромир, октябрь 2021

Методика

В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а, в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:

Затраты на FMCG товары – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.

Размер доли бюджета, которую семья тратит на FMCG товары, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.) и развитие (образование, улучшение условий проживания и др.)

Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается.

Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.

Анализ потребления российских домохозяйств, проведенный на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel, позволил рассчитать FMCG Index россиян. Этот показатель отражает соотношение затрат домохозяйств на FMCG товары ко всем расходам домохозяйства. К категории затрат на продукты питания относятся все расходы как на домашнее, так и на внедомашнее потребление продуктов питания, в том числе в horeca. Общие затраты домохозяйств рассчитываются как средние ежемесячные затраты домохозяйств на все категории товаров и услуг, включая:

  • товары повседневного спроса
  • продукты питания
  • жилищно-коммунальные услуги
  • бытовые услуги
  • платные медицинские услуги
  • транспорт
  • связь
  • одежда
  • мебель
  • бытовая техника
  • развлечения
  • платные образовательные услуги
  • услуги учреждений культуры
  • путешествия
  • алкоголь
  • табак
  • другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Пресс-служба Ромир
Тел.: +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru

Ромир специализируется на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях с 1987 г. Входит в MILE Group.

Ссылка на Ромир и указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью Ромир и его провайдеров. Ромир не несет ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: