Экономический оптимизм россиян вырос вдвое, но пессимистов по-прежнему значительно больше

30 Декабря 2021

Население планеты в отношении экономики демонстрирует беспокойство. Около половины землян считают, что наступающий год будет годом экономических трудностей: такое мнение высказали 42%. В России так считают 53% опрошенных.

Это результаты исследования Международной ассоциации независимых исследовательских агентств Gallup International и исследовательского холдинга Ромир, проведенного в рамках ежегодного глобального опроса жителей планеты «Конец года» (End of the Year). Одна из тем опроса традиционна: прогнозы жителей планеты относительно экономических перспектив на следующий год. На вопросы исследователей ответили более 41 тысячи человек из 44 стран мира. Таким образом, их мнение можно экстраполировать на всех жителей Земли.

Сегодня 26% населения планеты ожидают экономического процветания своей страны в следующем году и 26% считают, что 2022 год будет таким же, как и 2021 год (с точки зрения экономики). В России оптимистов стало больше по сравнению с прошлым исследованием: 11% считают наступающий 2022-й годом экономического процветания (в 2020 таких было лишь 6%). Каждый четвертый россиян (24%) считает, что «экономически» год останется таким же.

Европа (особенно Восточная) выглядит более пессимистичной. Такая модель наблюдается в опросах GIA на протяжении многих лет.

Развивающиеся регионы, с другой стороны, часто более жизнерадостны и полны надежд. Национальный оптимизм обычно является не только вопросом благополучия, но и вопросом среднего возраста населения и восприятия будущих возможностей роста.

Так страны-лидеры по оптимизму: Нигерия (61%), Индонезия (58%), Вьетнам  (55%), Азербайджан (52%), Албания и Индия - по 49%. 

Ожидания экономических трудностей наиболее распространены в Турции (72%), Боснии и Герцеговине (72%), Болгарии (64%), Польше (64%), Румынии (61%), Афганистане (60%) и Германии (59%).

Что же касается динамики индекса экономической надежды в России (разница между ожидающими процветания и трудностей), этот показатель остается низким – 42 п.п., как и в «ковидный» 2020 год.  Аналогичный показатель наблюдался в России 1998 и 2013 годах.

Андрей Милехин, доктор социологических наук, президент Ромир, основатель Mile group, вице-президент Gallup International:

«Мировое общественное мнение всерьез обеспокоено перспективами экономики и ожидает углубления кризиса. И Европа лидирует в этом отношении, и особенно Восточная Европа, где в среднем около двух третей  заявляют об  ухудшении экономической ситуации. В России ожидает экономических трудностей каждый второй.

Во время пандемии меры государственной поддержки (людей и бизнеса) сыграли положительную роль и затормозили распространение массового пессимизма по всему миру. Но процессы намного глубже и сложнее.

Земляне весной 2020 года были уверены, что к осени пандемия закончится. К концу 2020-го стало понятно – вирус не отступает, надо ждать спасительной вакцины. Через год доступные вакцины есть, однако приходит понимание: ситуация приобретает хронический характер. Наступает новая реальность - неопределённость, которая у населения Земли вызывает новую волну опасений и пессимизма. Очевидно, что люди нуждаются в проектах, моделях, образах будущего. Чем быстрее элиты начнут их разрабатывать и обсуждать, тем быстрее мы увидим снижение уровня стресса и, собственно, начнем создавать это будущее».

Пресс-служба Ромир
Тел.: +7 (495) 011-00-07, + 7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru

Ссылка на Ромир и указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью Ромир и его провайдеров. Ромир не несет ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.

Ромир – крупнейший частный исследовательский холдинг, ориентированный на всестороннее изучение современного человека при помощи инновационных методов и технологий. Специализируется на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях. Ромир входит в Mile group и является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ.

Международная ассоциация Gallup International (GIA) является ведущей глобальной независимой ассоциацией в области маркетинговых исследований и опросов. На протяжении более 70 лет члены Gallup International демонстрируют свою экспертную способность проводить многострановые опросы на сопоставимой основе и обеспечивать высочайшее качество. Наши более 100 членов и партнеров являются ведущими национальными институтами с глубокими местными знаниями о методах исследований, статистических источниках, обычаях и культурных различиях своей страны и тщательно отобраны Советом Ассоциации. Имея только одно агентство-член в каждой стране, они работают вместе на ежедневной основе для обмена знаниями, новыми методами и инструментами исследований, а также для предоставления наиболее подходящих решений для международных исследовательских проектов и обслуживания наших клиентов в меру наших возможностей.

Международная ассоциация Gallup International или ее члены не связаны с компанией Gallup Inc. (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия), которая больше не является членом Gallup International.

Международная ассоциация Gallup International не несет ответственности за опросы общественного мнения, кроме своих собственных. Мы просим подписывать наши исследования полным названием Gallup International (не Gallup или Gallup Poll).

Ссылка на Ромир и Gallup International, а также указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью Ромир, Gallup International и его провайдеров. Ромир и Gallup International не несут ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: