Экономия вошла в привычку

07 Ноября 2023

Стратегии потребительского поведения россиян 3 квартал 2023

Девять из десяти россиян на фоне сложной экономической ситуации продолжают экономить, показывают результаты регулярного исследования Ромир «М-Пульс»*. Так, в третьем квартале текущего года, равно как и в предыдущие периоды, наиболее распространенными стратегиями экономии являются отказ от дорогостоящих покупок (41%), сокращение расходов на отдых и развлечения (39%) и перераспределение бюджета в пользу еды и самого необходимого (38%). 

Диаграмма 1. Какие действия Вы предпринимаете для преодоления экономических трудностей? (%) Вы отметили, что сократили расходы на еду и товары первой необходимости – уточните, каким именно образом? (%)

Источник данных: Единая панель данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel), 3 кв. 2023 года

По сравнению со вторым кварталом года значимо выросла доля тех, кто отказывается от дорогостоящих покупок (+4 п.п.), а также тех, кто сокращает расходы на еду (+5 п.п.). Однако, например, относительно середины прошлого года все параметры экономии демонстрирует снижение охватов. Так ТОП-3 паттернов поведения потеряли за год от 5 до 7 процентных пунктов: отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования (-7 п.п.), сокращение расходов на отдых и развлечения (-6) п.п., перераспределение бюджета в пользу еды и самого необходимого (-5 п.п.). 
«Это говорит о том, что покупатель не просто адаптировался к текущей макроэкономической ситуации, но и перестал воспринимать свое покупательское поведение как режим экономии», – поясняет директор по работе с клиентами Ромир Анастасия Сидорина.

Если говорить о сценариях экономии в рамках сокращения расходов на еду и товары первой необходимости, то по-прежнему самыми распространенными паттернами являются переключение на товары со скидками (62%), выбор более дешевых товаров (56%) и отказ от некоторых категорий товаров (54%). За квартал значимо увеличилась доля тех, кто в целях экономии сократил число походов в магазины (41%) и перешел на покупку СТМ вместо привычных марок (36%). 

Однако в разрезе года было отмечено сокращение охватов по трем наиболее значимым параметрам экономии, что также подтверждает изменения в восприятии покупателями текущей ситуации. В первую очередь снизилась доля тех, кто ищет промо акций (-6 п.п.), переключается на более дешевые ценовые решения (-8 п.п.) и посещает магазины с низкими ценами (-2 п.п.). 
«Важно отметить, что паттерны экономии, которые формируются в определенный период времени, впоследствии сохраняют длительное время.  Сейчас мы наблюдаем период перераспределения расходов: покупатель увеличивает расходы на базовые категории для того, чтобы иметь возможность себя побаловать. Когда у потребителя нет возможности радовать себя крупными покупками, он начинает искать удовольствие в рамках повседневных покупок», – комментирует Анастасия Сидорина.
Если рассмотреть ситуацию по регионам, то можно увидеть интересные отличия в вопросе отказа от некоторых категорий товаров в целях экономии. Так, жители Северо-Западного, Дальневосточного и Сибирского округов не готовы отказаться от кормов для питомцев. Северно-Кавказский и Южный регионы не представляют жизни без сладостей, а потребители центральной части России – без кофе.

*Исследование «М-Пульс» проводится ежеквартально на базе Единой панели данных Ромир и включает в себя агрегированные результаты еженедельного опроса 700 верифицированных участников панели. Выборка репрезентативна взрослому городскому населению городов 10 тыс.+.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: