Годовые расходы россиян сократились, несмотря на рекордные закупки в дни распродаж

15 Декабря 2020

Несмотря на то, что в ноябре 2020 года россияне немного увеличили свои повседневные расходы из-за «дня холостяка» и «черной пятницы» (0,5%), годовые расходы, напротив, сократились на 1,6%.

Реальные (очищенные от инфляции) расходы за год сократились на 5,3%. А номинальные расходы россиян в ноябре по сравнению с октябрем выросли на 0,5% (см. График 1). Разница с предыдущим ноябрем достигла -1,6%. Расходы в ноябре впервые в этом году оказались ниже значения 2019 года.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – ноябрь 2020.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – ноябрь 2020.

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, декабрь 2020

Реальные расходы, то есть расходы, очищенные от инфляции, за месяц не изменились (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – ноябрь 2020.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – ноябрь 2020.

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, декабрь 2020

«Временный рост расходов во время распродаж в ноябре покупатели компенсировали экономией. В этом плане ситуация разительно отличается от предыдущих лет, когда распродажи приводили к структурному росту расходов. В целом, для 2020 года было характерно превышение расходов над предыдущим годом, особенно в первой половине. То, что во второй половине мы наблюдаем обратную тенденцию, говорит о постепенном изменении покупательских настроений россиян. Однако не стоит забывать о начинающемся периоде предновогодних закупок», - комментирует результаты исследования исполнительный директор «Ромир» Инна Караева.

Регионы

  • Лидером по росту расходов против прошлого месяца является Сибирский ФО (4,0%). Наибольшим падением отметился Северо-Западный ФО (-3,7%).
  • Среди округов против прошлого года расходы значимо выросли только в Уральском ФО (3,1%).

Города и доходные группы

  • В ноябре москвичи увеличили свои расходы по сравнению с октябрем на 3,6%, по сравнению с прошлым годом – на 5,0%.
  • Петербуржцы куда существеннее нарастили расходы по сравнению с прошлым годом (11,1%), но за месяц сократили свои расходы (-2,1%).
  • По сравнению с октябрем лишь жители городов-миллионников отметились изменением расходов (+1,0%). По сравнению с прошлым годом жители городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей сократили свои расходы на 2,9%, а городов 100-500 тыс. человек – на 2,8%.
  • Чем больше доход, тем медленнее в ноябре росли расходы. Так, россияне с низким доходом за месяц увеличили расходы на 1,8%, россияне со средним доходом – на 0,6%, а высокодоходники, напротив, отметились сокращением расходов (-0,5%). По сравнению с прошлым ноябрем группы с низким и высоким доходом сократили расходы (-4,0% и -2,0% соответственно).

Методика

Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel*. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (925) 242-62-51
E-mail: pressa@romir.ru

«Ромир» специализируется на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях с 1987 г. Входит в Mile Group.

Ссылка на «Ромир» и указание исследования обязательны. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его провайдеров. «Ромир» не несет ответственности действия, предпринятые на основании данной публикации.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: