Индекс благосостояния. Ноябрь 2023
Ромир разработал методику расчета Индекса благосостояния – показателя, демонстрирующего динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания в структуре всех затрат домохозяйства (методика описана ниже). Размер этой доли затрат на продукты является одним из факторов, определяющих, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население.
Согласно расчетам, проведенным на основе Единой панели данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel)*, индекс благосостояния по итогам ноября текущего года составил 28,1%. Иными словами, именно такова доля затрат среднестатистической российской семьи на продукты питания дома и вне дома в общем объеме месячных трат домохозяйства.
По сравнению с предыдущем месяцем показатель Индекса сократился на 2,4%. Годом ранее значение Индекса благосостояния равнялось 32,8%, что на 14,3% выше, чем на данный момент.
Гистограмма 1. Динамика Индекса благосостояния. 2019–2023гг.
Источник данных: Единая панель данных Ромир, октябрь 2023
В последние месяцы значение ИБ находится в зоне ниже 30%. Это может свидетельствовать как о применении различных моделей экономии на продуктах питания, так и об увеличении трат по другим статьям расходов. В ноябре снижение трат на еду в общем семейном бюджете также может быть обусловлено ранним стартом подготовки к праздникам и началом покупки подарков.
Методика
Анализ потребления российских домохозяйств, проведенный на основе Единой панели данных Ромир, позволил рассчитать Индекс благосостояния россиян. Этот показатель отражает соотношение затрат домохозяйств на продукты питания ко всем расходам домохозяйства. К категории затрат на продукты питания относятся все расходы как на домашнее, так и на внедомашнее потребление продуктов питания, в том числе в HoReCa. Общие затраты домохозяйств рассчитываются как средние ежемесячные затраты домохозяйств на все категории товаров и услуг.
Для интерпретации показателей Индекса благосостояния предлагается воспользоваться международными стандартами уровня жизни, утвержденными ООН на основе коэффициента Энгеля. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной.
• 50%–60% – крайне низкий, едва удовлетворены потребности;
• 40%–50% – низкий, удовлетворены основные потребности;
• 30%–40% – средний, сравнительно обеспеченное население;
• 20%–30% – выше среднего, достаточно обеспеченное общество;
• 20% и меньше – высокий, богатое общество.
В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:
• Затраты на продукты питания – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.
• Размер доли бюджета, которую семья тратит на питание, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.), на развитие (образование, улучшение условий проживания и др.)
• Повышение цен на продукты питания, относящихся к категории обязательных, не оказывает существенного влияния на объемы их потребления, что может создавать видимость сохранения сбалансированности спроса и предложения на рынке. Однако это приводит к увеличению доли затрат на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств и снижению объемов потребления других категорий товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению уровня жизни населения.
• Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается. • Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.
* Единая панель данных Ромир (Romir Consumer Scan Panel) основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды чеков и фиксируют электронные чеки на все купленные товары и услуги (либо, при отсутствии таковых, вносят данные о покупке вручную через приложение). Результаты сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных панели.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: