Исследование РОМИР: бизнес на цифровых платформах
Институт Человека РОМИР разработал Индекс легкости ведения бизнеса на цифровых торговых площадках, который по сути является отечественным аналогом международного исследования Doing Business Всемирного банка. Индекс стал ответом на актуальную общественную дискуссию вокруг платформенной экономики.
Результаты первого исследования показывают, что в целом, предприниматели позитивно оценивают практику ведения бизнеса на цифровых платформах, но отмечают наличие барьеров, которые не позволяют реализовать их потенциал полностью.
Согласно данным исследования, 80,2% предпринимателей довольны сотрудничеством с цифровыми платформами. Почти для половины из них (45,6%) эти площадки стали ключевым каналом продаж. Уйти с цифровой платформы в офлайновые торговые сети даже гипотетически готовы менее одной пятой продавцов (около 17%). Более всего предприниматели удовлетворены уровнем спроса на их товары на цифровых платформах в сравнении с другими способами продаж. Более половины предпринимателей (53,8%) считают, что экономическая ситуация положительно сказалась на положении компании.. Сравнивая формат ведения бизнеса на платформе и вне ее, предприниматели ожидаемо отдают предпочтение платформе из-за – простоты поиска и привлечения потребителей, а также эффективности взаимодействия.
Большинство предпринимателей считают отношения с цифровыми платформами значимыми для собственного бизнеса. Так 74,4% отмечают рост объемов продаж за последний год. Предприниматели высоко оценивают легкость входа на платформы, информационную прозрачность, при этом многие выражают неудовлетворенность участием платформ в процессе ценообразования. Величина комиссий, сборов и обязательных платежей на платформе считается предпринимателями одним из самых важных факторов, влияющих на их бизнес. Однако всего четверть респондентов однозначно недовольны текущим уровнем комиссий платформы, еще треть считают этот вопрос обсуждаемым – «в чем-то удовлетворены, в чем-то – нет».
Отдельно участники исследования оценивали регуляторные инициативы, которые могут повлиять на их бизнес. Примерно половина предпринимателей не ощущают на себе регуляторного воздействия государства, около 40% считают такой эффект позитивным, и всего около 12% – негативным. При этом регулирование отрасли вызывает смешанные ощущения у большинства предпринимателей: свыше трети опрошенных полагают, что государство «в чем-то помогает, в чем-то мешает» их бизнесу; а 16% считают, что «органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо».
В части регулирования продавцы больше всего удовлетворены решением следующих задач: приоритетное продвижение российских товаров, предоставление информации о продавце покупателю, ограничение частоты пересмотра условий сотрудничества с маркетплейсами. Наименьшее понимание у предпринимателей вызывает ограничение для самозанятых по работе с маркетплейсами, расширение маркировки товаров и отсутствие введения платных возвратов со стороны покупателей обратно продавцу на отдельных площадках
Наиболее важные факторы, которые оказывают значительный эффект на предпринимателей: влияние маркетплейсов на ценообразование товаров продавца, запрет платных возвратов товаров, подтверждение сертификатов и деклараций, ограничение для самозанятых при работе на площадках.
Для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) важно, чтобы их деятельность не ограничивали сотрудничеством только с одной цифровой платформой, а также не запрещали оказывать сопутствующие услуги (например, упаковывать заказы в подарочную упаковку). Наибольшую озабоченность вызывает возможность признания ПВЗ торговым объектом.
Итоговое значение индекса рассчитывалось по шкале от -1 до +1
Подробнее об исследовании читайте по ссылке.
Методология:
Исследование проведено в октябре-ноябре 2024 года, среди 1201 предпринимателя из всех федеральных округов России. Индекс рассчитан на основе оценки 4 категорий факторов: «Общеэкономические факторы, влияющие на бизнес МСП», «Отношения МСП с платформой», «Бизнес на платформе в сравнении с бизнесом вне платформы», «Регуляторное воздействие».
Каждый фактор оценивался по степени влияния (по шкале от 1 – «никак не влияет», до 5 – «влияет очень сильно»), а также характеру влияния (по шкале от 1 – «совсем не удовлетворяет», до 5 – «полностью удовлетворяет»). Значение индекса складывается из среднеарифметических показателей группы факторов по четырем субиндексам. Итоговые значения индекса нормировались по шкале от -1 до +1.
При расчете индекса оценивались общеэкономические факторы, регуляторные ограничения, отношения предпринимателей с цифровыми платформами, успешность ведения бизнеса на платформе и вне ее. Итоговое значение индекса составило +0,12, что отражает слабую позитивную динамику, одновременно указывая на необходимость устранения существующих барьеров.
«На настоящий момент цифровые торговые площадки выступают значимым драйвером развития малого и среднего бизнеса. Мы прекрасно понимаем, что при оценке легкости ведения бизнеса необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Поэтому целью индекса было оценить комплекс условий, в которых сегодня находятся наши предприниматели, – комментирует Андрей Милёхин, президент Института Человека РОМИР. – Мы оценивали как политику платформ в отношении МСП, так и макрофакторы и регуляторные ограничения. Итоговое значение индекса свидетельствует о том, что сегодня о легкости ведения бизнеса на цифровой платформе преждевременно говорить однозначно».
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: