Исследование Ромир/М-Холдинг: эмиграционные настроения в России и мире
В ходе международного исследования, проведенного Ромир/М-Холдинг в партнерстве с Ассоциацией независимых исследовательских компаний Gallup International, выяснилось, что каждый третий (36%) житель Земли готов эмигрировать.
Исследование проведено в 57 странах мира. Участников исследования просили ответить на вопрос, хотели бы они переехать в другую страну, если бы у них были для этого все необходимые документы. По всему миру каждый третий респондент ответил положительно. Не хотели бы переезжать 59% землян.
Среди потенциальных эмигрантов больше всего жителей стран с неблагоприятными экономическими условиями. Наибольшая готовность переехать в другую страну – в странах Африки к югу от Сахары (56%) и в Латинской Америке (54%). Самая низкая готовность к миграции отмечена в Южной Азии. Высокий эмиграционный потенциал отмечен в странах Евросоюза, однако это обусловлено в большей степени отсутствием таможенных ограничений, и происходит эта миграция в основном в пределах ЕС.
Лидерами по готовности эмигрировать стали жители Сьерра-Леоне (84%), Ганы (81%) и Нигерии (71%). Наименьшая готовность отмечена среди жителей Индии (4%), Вьетнама (8%), Японии (14%).
В России лишь 15% городского населения сообщили, что хотели бы перебраться в другую страну. Этот показатель один из самых низких в мире и снижается в годовой динамике. В декабре 2021 года 20% жителей России были бы готовы переехать в другую страну.
Среди тех, кто хотел бы переехать в другую страну, больше всего молодых людей. Почти каждый второй (44%) опрошенный молодой человек (в возрасте до 34 лет) готов эмигрировать при наличии возможности. Этот показатель почти на 8 пунктов выше среднего по миру и на 21 пункт выше, чем у респондентов старшего возраста (старше 55 лет), среди которых только 23% заявили, что хотели бы жить в другом месте. В данном случае эмиграционные настроения в большей степени связаны с ростом мобильности и амбициозности молодежи, нежели с экономическим фактором.
Респонденты из стран с низким уровнем дохода значительно чаще выражают мотивацию к эмиграции. 62% респондентов, опрошенных в странах с низким уровнем дохода, выразили желание жить в другой стране. Эта мотивация падает по мере роста благосостояния страны проживания. Среди стран с высоким уровнем дохода мотивация к эмиграции практически вдвое меньше, чем в беднейших странах. К примеру, этот показатель составляет 30% – во Франции, в США и Германии – 33%, в Великобритании – 36%, в Италии – 37%.
Анализ показывает, что собственный доход, образование или профиль профессии респондентов практически не влияют на готовность или мотивацию к миграции. Существенное значение имеет общий уровень жизни в стране.
Доктор социологических наук, основатель М-Холдинг, президент «Ромир» Андрей Милёхин отметил:
«Исследование показывает в первую очередь миграционные настроения, а не фактическую готовность людей эмигрировать. Экономический фактор в этих настроениях наиболее явный, но важно, что культурная идентичность и развитие страны, напротив, может стать мощным мотивом остаться на родине. Мы видим существенно более низкий уровень эмиграционных настроений в странах с развитым чувством общности, таких как Индия, Вьетнам, Япония, в их числе и Россия».
По словам доктора экономических наук, заместителя директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Гребенюка, в показателе миграционных установок нет негативной коннотации, но он довольно непростой в интерпретации и от страны к стране, как правило, меняет свое сущностное значение..
«В определенных странах он реально показывает социальные установки людей на смену места жительства, а в ряде государств не имеет прямого отношения к эмиграции. Например, в России он по сути является отражением отношения человека к социальным процессам вокруг, например, к экономической ситуации, – отмечает Александр Гребенюк. – Кроме того, молодежь и население старших трудоспособных возрастов (40-50 лет) могут иметь разную природу эмиграционных установок. Если для младших возрастов эмиграционные установки могут сформироваться под действием притягивающих факторов за границей, желанием получить кросс-культурный опыт в других странах, то для старшего поколения во многом определяющим могут являться выталкивающие факторы внутри страны».
Об исследовании:
Исследование проведено совместно с исследовательскими компаниями, входящими в Международную ассоциацию независимых исследовательских компаний Gallup International. В исследовании приняли свыше 54,3 тыс. человек в 57 странах мира, включая Россию. Сбор данных: лично, по телефону или через интернет, август-октябрь 2022 года.
«Ромир» – крупнейший частный исследовательский холдинг, ориентированный на всестороннее изучение современного человека при помощи инновационных методов и технологий. Специализируется на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях. «Ромир» входит в «М-Холдинг».
Международная ассоциация Gallup International (GIA) является ведущей глобальной независимой ассоциацией в области маркетинговых исследований и опросов. На протяжении уже более 75 лет члены Gallup International проводят многострановые опросы на сопоставимой основе.
Международная ассоциация Gallup International или ее члены не связаны с компанией Gallup Inc. (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия), которая больше не является членом Gallup International. Международная ассоциация Gallup International не несет ответственности за другие опросы общественного мнения, кроме своих собственных.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: