Качество напитков через восприятие вкуса

2010-10-26

С каждым днем мы все чаще слышим разговоры о качестве воды, продуктов питания, их безопасности. При этом рядовой потребитель часто подменяет понятие качественный продукт личным восприятием. Если мне это нравится – это качественно. Продукт может понравиться потому, что он не только вкусный, но и употреблен вовремя, то есть в подходящей атмосфере и комфортной ситуации.

Этот вопрос как раз и заинтересовал специалистов исследовательского холдинга Ромир. Ведь ситуация влияет на выбор напитка. Достаточно вспомнить недавнюю встречу президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева с именитыми рок-музыкантами: ресторан, разговоры о музыке с гитарами и, конечно, с пивом. Специалисты Ромир обратили внимание на тот факт, что существует некоторый пробел в знаниях о восприятии вкуса, например, любимого в стране пенного напитка, т.е. пива. Исследовательская команда изучила наиболее типичные и распространенные ситуации потребления пива для россиян и вот результаты.

На первом этапе исследования были проведены фокус-группы, в результате которых удалось определить основные потребительские предпочтения: обстановку, аспекты эмоционального состояния, окружающую среду, причины потребления пива.

На втором этапе было проведено он-лайн исследование, в котором приняли участие 409 мужчин в возрасте от 18 до 55 лет из 11 городов-миллионников по всей стране: Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Челябинска, Казани, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, Омска.

Исполнительный директор Ромир Ольга Горелова охарактеризовала результаты следующим образом: «Проведенное исследование позволило сформулировать основные составляющие понимания качества российскими потребителями». Параллельно специалисты центра выяснили, что половина опрошенных потребляет пиво не более 4-х раз в неделю, еще треть – только раз. В среднем потребление пива составляет не более 3-х раз в неделю.

Каковы же побудительные мотивы потребления этого хмельного напитка? 89% респондентов отметили влияние психологических причин. Тогда как лишь 3% указали на физиологическую привычку. Иначе говоря, пиво просто нравится: «Люблю вкус солода».

Как показывают результаты исследования, пиво остается напитком «для компании», т.к. подавляющая доля респондентов (82%) указали, что потребляют его во время общения с друзьями. Пиво – это напиток, который является неотъемлемым атрибутом отдыха, причем как отдыха с друзьями, или, точнее сказать, в мужской компании, так и с родственниками.

Пиво берут с собой на природу, пикник, в поход и на рыбалку. Всё это наиболее типичные ситуации потребления пенного напитка, в которых пиво является сопровождением для общения в компании взрослых людей. В то же время, потребление пива в негативной атмосфере, например, в состоянии стресса, оказалось совершенно нетипичной ситуацией для респондентов.

По словам Ольги Гореловой, Ромир продолжит работу над исследовательским проектом и проведет эксперимент, в котором проверит гипотезу о значимости обстановки в процессе потребления, оценки вкуса и качества пива. Участники эксперимента продегустируют предложенные образцы пива и ответят на вопрос, как влияет ситуация потребления пенного напитка на восприятие его вкуса и оценку качества.

Эксперимент будет проводиться с использованием сорта «Балтика №7». Исследовательский холдинг «Ромир» также приглашает специалистов компании «Балтика», отвечающих за контроль качества, выступить консультантами по вопросам оценки качества с точки зрения его соответствия требуемым нормам для продуктов питания РФ.

О Ромир:

Ромир - крупнейший российский холдинг, специализирующийся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Эксклюзивный представитель международных исследовательских сетей Gallup International, GlobalNR и Worldwide Independent Network (WIN) в России и СНГ. В 2004 – 2009 гг. лучшая исследовательская компания России (по данным российской Гильдии маркетологов). Реализует исследовательские проекты по трем основным направлениям: специализированные маркетинговые исследования (Ad-Hoc), исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) и исследования с использованием технологии "Таинственный покупатель" (Mystery Shopping). Использует в своей работе как традиционные, так и инновационные методы. Обладает развитой исследовательской сетью, включающей более 30 филиалов и совместных компаний в основных регионах России и странах Евразийской зоны. За последние три года реализовал для своих Клиентов более 1200 исследований, в рамках которых было опрошено 1 500 000 человек в 70 регионах России, а также в 25 странах Евразийской зоны.