Лучшая стратегия экономии – охота за скидками

20 Июля 2017

Несмотря на сокращение за прошедший год  доли экономящих россиян, те, кому приходится строго контролировать свой бюджет, бдительности в вопросах экономии не снижают. За год почти не изменилось число россиян, которые практикуют те или иные стратегии экономии. Например, по-прежнему почти треть (31%) респондентов покупают более дешевые марки товаров. Почти неизменной - на уровне 28% - осталась доля тех, кто составляет списки покупок и стремится неукоснительно им следовать. Немного, правда, сократилось число россиян, которые стараются реже ходить за покупками – с 22% до 17%. Но вместе с тем немного выросла и доля тех, что делает запасы впрок  – с 16% до 20%.  Более же всего за год увеличилась доля охотников за скидками и промо-акциями. Если год назад об этот заявлял каждый четвертый покупатель (26%), то сегодня таковых больше трети (36%).

В июне текущего года исследовательский холдинг Ромир в рамках всероссийского опроса* задал респондентам ряд вопросов об экономии в нынешней непростой экономической ситуации. На каких статьях расходов экономят, какие стратегии применяют в целях экономии. Аналогичный опрос проводился и в прошлом году, что позволяет отследить динамику в потребительском поведении наших соотечественников.

Напомним, что мы писали в одном из предыдущих обзоров, что за год увеличилась доля россиян, которые не экономят - с 11% до 18%. Соответственно с 89% до 82% сократилось число экономящих, среди которых львиную долю составляют те, кому приходится контролировать свои расходы на еду и товары первой необходимости. Россиянам, которым приходится экономить, был задан вопрос о том, какие стратегии они применяют в целях удержания своих трат в разумных рамках. И результаты распределились следующим образом.

Рисунок 1. Стратегии экономии россиян. Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%. В скобках указаны результаты 2016 года.

Стратегии экономии россиян

Источник: холдинг Ромир, июнь 2017

Напомним, что аналитики Ромир разделили всех экономящих россиян на четыре большие группы, для которых характерны определенные черты и стратегии. Несмотря на общее сокращение числа экономящих, среди остальных россиян интенсивность экономии на убыль не идет. Более того, за год еще больше увеличилась доля любителей скидок. Но обо всем по порядку.

Итак, за год группа Оптимизаторов почти не изменилась. По-прежнему, как и годом ранее, почти треть экономящих россиян (31%) признаются в покупках более дешевых марок товаров. В рамках статистической погрешности – с 21% до 19% – уменьшилась доля тех, кто сознательно отказывается от дорогих видов продуктов. Такой подход к экономии по-прежнему более популярен среди мужчин, россиян старше 35 лет, для жителей малых городов и сельской местности.

В группе Рационалистов также произошли всего лишь незначительные сдвиги в сторону сокращения интенсивности практикуемых подходов к экономии. Так, в текущем году всего на процент меньше, чем годом ранее, оказалось число россиян, которые в целях контроля расходов заранее составляют списки покупок (28%) и покупают только те продукты, которые реально смогут употребить (23%).  Это процентное сокращение также находится в рамках статпогрешности.

В целом более рациональными в стиле повседневных покупок являются женщины. Списки покупок чаще составляют россияне 25-34 лет, а также старше 60 лет, жители крупнейших городов – полумиллионников и мегаполисов. Более расчетливыми в покупке продуктов для реального употребления показывают себя жители средних городов страны (от 100 до 500 тыс. чел.), а более расслабленными в этом вопросе оказываются россияне из миллионников.

В группе Запасливые изменения оказались более выраженными, но, компенсировав друг друга, к значительному сокращению группы это не привело. Так, за год сократилась – с 22% до 17% – доля россиян, которые реже ходят в магазины в целях удержания семейного бюджета под контролем. Но при этом с 16% до 20% выросла доля тех, кто действительно делает запасы продуктов впрок, если их удается купить по привлекательной цене.

Мы неоднократно писали в течение последнего года о так называемом интенсивном шопинге, который россияне практикуют все чаще. Отказываясь от посещения крупных торговых сетей, покупатели предпочитают посещать бόльшее число магазинов около дома в поисках лучших ценовых и продуктовых предложений.  Экономия при таком подходе оказывается мнимой, т.к., оставляя на кассе каждый раз меньший средний чек, общие совокупные расходы растут благодаря частоте покупок.

Чаще о такой стратегии экономии заявляют женщины. Среди Запасливых преобладают россияне из старших возрастных групп. Жители крупных городов и мегаполисов несколько чаще говорили о снижении частоты походов в магазины, а россияне, проживающие в сельской местности, по традиции предпочитают делать запасы впрок.  

Единственной группой экономящих, которая увеличилась за год, стали так называемые «cherry pickers». Это – покупатели, которые охотятся за скидками и промо-предложениями, снимая их как вишенку с торта.  Согласно данным панели домохозяйств Romir Scan Panel, год назад доля таких потребителей составляла  19%, а 2016 году – 16%. Сегодня же к профессиональным охотникам за скидками можно отнести порядка 21% из числа экономящих.

Итак, сегодня уже 36% россиян (против 26% годом ранее) признаются в том, что сознательно ищут промо-акции и скидки на товары, которые они покупают регулярно.  Также немного - 28% до 30% - но увеличилась доля тех, кто целенаправленно посещает магазины со спецпредложениями и скидками.

Среди любителей скидок несколько выше доля женщин, чем мужчин. Группа cherry pickers значительно более молодая. Так, о покупке товаров со скидками чаще заявляли россияне 25-34 лет, а о посещении магазинов с распродажами и спецпредложениями – молодые покупатели 18-24 лет. Охотники за скидками чаще проживают либо в средних городах (100-500 тыс. чел.), либо в мегаполисах.

«Подобный портрет охотника за скидками не удивителен. Развитая торговая инфраструктура крупных городов ставит ритейлеров в условия жесткой конкуренции. В борьбе за покупателя эффективным оружием становятся специальные ценовые и продуктовые акции. Подобная торговая стратегия практикуется ритейлерами и производителями уже не первый год, что и породило эту группу любителей скидок. А тяжелая экономическая ситуация только дала толчок для дальнейшего ее развития. Сегодня уже многие покупатели просто не воспринимают нормальную цену на товар. Преобладание молодежи среди охотников за скидками говорит о том, что формируется поколение покупателей, которые реагируют только на «красные ценники». Аналогичную модель поведения они воспитывают и среди своих детей. Поэтому доля cherry pickers имеет все предпосылки для дальнейшего роста», - поясняет директор по развитию бизнеса исследовательского холдинга Ромир Инна Афанасенко.

 

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. 

 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: