Мир становится менее религиозным
Больше половины жителей нашей планеты (59%) считают себя религиозными людьми. Каждый пятый житель Земли (23%) назвал себя нерелигиозным человеком. И только каждый восьмой опрошенный (13%) заявил, что является убежденным атеистом. Причем наивысшая концентрация атеистов наблюдается в Восточной Азии – среди китайцев (47%) и японцев (31%).
Россияне же, традиционно, показали себя в вопросах веры среднестатистическими землянами. 55% жителей России назвали себя религиозными людьми, 26% - нерелигиозными, а 6% - убежденными атеистами. При этом за семь лет с момента проведения аналогичного опроса индекс религиозности россиян понизился на 2%, а индекс атеизма вырос на те же 2%.
Исследовательский Холдинг Ромир в январе 2012 провел на территории России опрос о религиозной самоидентификации, на основании результатов которого были построены индексы религиозности и атеизма. Исследование проводилось в рамках ежегодного глобального международного опроса Ассоциации Gallup International/WIN «Глобальный Барометр Надежды и Отчаяния» («Global Barometer on Hope and Despair»). Одновременно опрос был проведен в 59 странах мира, охватив большую часть населения земного шара (порядка 70%). В каждой стране респондентов опрашивали по национальной вероятностной выборке с помощью личных, телефонных или он-лайн интервью.
В рамках всемирного опроса, проведенного ассоциацией Gallup InternationalWIN, 50 тысячам респондентов из 57 стран мира был задан одинаковый вопрос: «Вне зависимости от того, посещаете ли Вы места общественного богослужения или нет, Вы считаете себя религиозным человеком, нерелигиозным человеком или убежденным атеистом?»
Диаграмма 1. Глобальный индекс религиозности и атеизма по миру в целом и в России.
Источник: Ассоциация Gallup InternationalWIN и Холдинг Ромир, январь 2012
Полученные результаты распределились следующим образом. В целом религиозными себя называют более половины землян (59%), а атеистами – лишь один из восьми (13%). И каждый пятый (23%) – «нерелигиозен», т.е. верит в Бога или какие-то высшие силы, но не идентифицирует себя с какой-то конкретной церковью и не соблюдает обряды.
Вопреки расхожему мнению различия по полу и возрасту в вопросе о религиозности оказались весьма незначительны – в пределах допустимой статистической погрешности. А вот к числу действительно влияющих факторов относятся образование и доход. Так, среди граждан, не имеющих полного среднего образования, религиозными себя назвали 67%, а среди тех, у кого высшее образование – только половина (52%). Двое из трех землян с низким уровнем дохода считают себя религиозными и лишь половина - среди тех, у кого доходы высокие и выше среднего.
Соответственно и страны по уровню религиозности поделились на «богатых» и «бедных». Это наглядно видно на следующем графике.
График 2. Корреляция индекса религиозности и уровня национального дохода на душу населения.
Источник: Ассоциация Gallup InternationalWIN, январь 2012
Только Бразилия, Македония и Армения не относятся к группе беднейших стран мира. Небогатая Армения является первой страной в мире, где христианство в начале 4-го века было принято в качестве официальной государственной религии. А Бразилия покинула лагерь бедных стран менее 15 лет назад. Во второй десятке «самых религиозных» стран мира: Грузия, Пакистан, Афганистан, Молдова, Колумбия, Камерун, Малайзия, Индия, Польша, Южный Судан. Из них только Польша и Колумбия являются странами со средним уровнем экономического развития.
А вот в числе стран с самой большой долей атеистов оказались в основном экономически процветающие страны, как например, Япония, Чехия, Франция, Германия, Нидерланды, Австрия, Австралия. Только Китай, где доля атеистов составляет почти половину (47%) населения, не относится к группе самых богатых стран мира. (Но в Китае не стоит забывать, что религиозность не приветствуется, коммунистическая идеология всеми силами пытается ее собой подменить). Еще семь стран - Канада, Испания, Швейцария, Гонконг, Швеция, Бельгия - имеют долю атеистов в 1,5 раза выше среднемировой. Все они относятся к «клубу» самых богатых стран мира.
Исследование выявило интересные различия между представителями разных конфессий. По сравнению с мусульманами и иудеями среди христиан число людей, относящих себя к «религиозным», выше. Интересно, что среди наиболее религиозных стран оказалось много православных - Сербия, Македония, Грузия, Румыния и Молдова. Самый же высокий процент «религиозных» был выявлен среди индуистов.
Диаграмма 2. Индекс религиозности среди представителей различных конфессий. (Рассматриваются ответы тех, кто относит себя к одной из перечисленных религий).
Источник: Ассоциация Gallup InternationalWIN, январь 2012
В России показатели религиозности оказались следующими: 55% религиозных, 26% нерелигиозных, 6% атеистов и 13% затруднившихся с ответом. При этом стоит заметить, что доля россиян называющих себя религиозными за последние 7 лет, с момента последнего аналогичного опроса, практически не изменилась. В 2005 году религиозными себя считали 57% россиян, а атеистами называли себя 4% населения Зато в целом по миру наблюдается тенденция значительного снижения доли религиозного населения.
В среднем за последние семь лет число называющих себя религиозными людьми сократилось на 9 процентных пунктов. А в некоторых странах это снижение составило порядка 20 процентных пунктов, как например, во Франции, Швейцарии, ЮАР. Значимый рост (на 4-6 процентных пунктов) доли религиозных граждан произошел за последние семь лет только в Македонии, Сербии, Румынии, Молдове, Пакистане и Малайзии. Но индекс религиозности в этих странах и в 2005 году был выше 70-75%.
Президент холдинга Ромир, директор-координатор Gallup International/WIN по России, СНГ и Восточной Европе Андрей Милехин, комментируя результаты глобального Индекса религиозности, отметил: «График соотношения богатства страны и уровня ее духовности оказался вполне закономерным, хотя и не обошелся без исключений. Как мы видим, в лагере наиболее религиозных оказались в основном самые бедные страны. Вера, видимо, помогает переносить тяготы и невзгоды повседневной жизни. Зато большинство стран с высоким уровнем экономического развития не смогли перешагнуть серединную отметку шкалы религиозности. Исключение здесь составили Италия и США, где вопросы веры возведены практически в государственную традицию. Любопытно понаблюдать, как расположились в общемировом рейтинге страны БРИК – они образовали некий коридор, на «религиозном» конце которого расположились индусы и бразильцы, а на «атеистическом» - китайцы. И Россия где-то посередине – в меру богатая и в меру верующая. По общим ощущениям индекс уровня религиозности во многом совпадает с индексами оптимизма и личного счастья, которые традиционно измеряет Gallup International: чем богаче страна, тем менее счастливыми и оптимистично настроенными ощущают себя ее граждане. Грустная тенденция».
Результаты измерения индекса религиозности, представленные Gallup InternationalWIN, комментирует доктор социологических наук, руководитель отдела социологии религии ИСПИ РАН Юлия Синелина: «Вывод о том, что «бедные» страны более религиозны, чем «богатые», конечно, имеет основания, весьма популярен и уже неоднократно был озвучен. Особенно этот тезис работает в самых «бедных» странах. Но, что касается европейских стран, все же стоит учитывать культурные и исторические особенности. Например, в протестантских странах уже несколько десятилетий доля нерелигиозных людей существенно выше, чем в католических. Исключение из этого правила – Франция – имеет свою историческую специфику. В тренде снижающейся религиозности в протестантских странах, вероятно, стоит рассматривать и снижение доли религиозных людей в США и Швейцарии.
Сам по себе факт снижения религиозности в США очень интересен, поскольку долгое время США были главным исключением из вышеуказанного правила – чем «беднее, тем религиознее», - что служило одним из доводов против всей теории секуляризации. Европейские и американские социологи на протяжении последних 20 лет прогнозировали, что вслед за секуляризацией северных протестантских стран последует секуляризация Средней Европы, а затем и Южной. Возможно, данные о снижении религиозности в Германии, Швейцарии и Австрии свидетельствует об этом процессе.
Важное значение для уровня религиозности имеет и ситуация, когда религия является определяющим фактором самоидентификации в условиях сложной политической и межконфессиональной ситуации либо на границах страны, либо внутри нее, как это происходит в Сербии, Македонии, Ираке и Пакистане. Иначе говоря, ситуация потенциальных или реальных межрелигиозных конфликтов, существование на линии религиозного фронтира с некой «враждебной» культурой, как правило, влияет на повышение уровня религиозности. В таких условиях долгое время существовала и Польша, и до сих пор она одна из самых религиозных стран Европы».
Gallup International/WIN – крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 72 компании и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов «Глас народа», «Барометр надежд и отчаяния» и др.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: