Новый индекс от Ромир - Food Index

29 Мая 2019

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Food Index (FI) – показателя,  демонстрирующего динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания в структуре всех затрат домохозяйства (методика описана ниже). Размер этой доли затрат на продукты является одним из факторов, определяющим, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население.

Согласно расчетам, проведенным на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, в текущем году доля затрат на продукты питания в общей корзине расходов российских семей составляет 32,1% (см. Гистограмму 1). В прошлом году этот показатель находился на уровне 30,6%, а годом ранее он равнялся 32,2%.

Однако в течение года динамика Индекса может колебаться, и существенно, относительно среднегодового показателя (см. Гистограмму 2). Так, например, в начале 2017 года показатели FI находились на уровне 35-38%, а в августе было зафиксировано снижение до 28%. То есть колебание значений Индекса составило ±5 п.п. относительно среднего за год. В 2018 году динамика Индекса стала ровнее, колебания не превышали ±2 п.п. от среднегодового значения.

Гистограмма 1. Food Index. Россия, 100 тыс.+. 2017-2019 г.г.

Food Index. Россия, 100 тыс.+. 2017-2019 г.г.

Источник: Romir Scan Panel 

Однако в течение года динамика Индекса может колебаться, и существенно, относительно среднегодового показателя (см. Гистограмму 2). Так, например, в начале 2017 года показатели FI находились на уровне 35-38%, а в августе было зафиксировано снижение до 28%. То есть колебание значений Индекса составило  ±5% относительно среднего за год. В 2018 году динамика Индекса стала ровнее, колебания не превышали ±2% от среднегодового значения.

Гистограмма 2. Food Index. Россия, 100 тыс.+. 2017-2019 г.г. помесячный.

Food Index. Россия, 100 тыс.+. 2017-2019 г.г. помесячный.

Источник: Romir Scan Panel

Начало текущего года ознаменовалось ростом значений Food Index до 33%, что было обусловлено ростом цен на продукты в связи с увеличением НДС с 1 января. В марте россияне начали адаптироваться к новым ценам и опять нашли подходящие стратегии экономии, что привело к снижению FI на  один пункт - до 31,8%. В апреле снижение Индекса также продолжилось. Результатом месяца стало его значение в 31,4%.

«Согласно международной классификации ООН, Россия относится к среднеобеспеченным странам, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин.  – Очевидно, что среднестрановой показатель благосостояния населения является средней температурой по больнице. В российском  бедные слои населения, которые порой не могут обеспечить даже свои самые минимальные потребности. Есть и чрезвычайно богатые люди, для которых траты на еду являются каплей в общей корзине расходов. Однако в России эти две группы достаточно малочисленны. В среднем же наши соотечественники, действительно,  живут неплохо. Уровень благосостояния россиян с точки зрения затрат на еду сопоставим с ситуацией в большинстве восточно-европейских стран. Так, например, в России тратится на еду немного больше, чем в Венгрии, Хорватии и Черногории, но меньше, чем в Румынии, Сербии и Болгарии».

 

Методика

В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:

  • Затраты на продукты питания – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.
  • Размер доли бюджета, которую семья тратит на питание, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.), на развитие (образование, улучшение условий проживания и др.)
  • Повышение цен на продукты питания, относящихся к категории обязательных, не оказывает существенного влияния на объемы их потребления, что может создавать видимость сохранения сбалансированности спроса и предложения на рынке. Однако это приводит к увеличению доли затрат на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств и снижению объемов потребления других категорий товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению уровня жизни населения.
  • Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается.
  • Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.

Анализ потребления российских домохозяйств, проведенный на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel, позволил рассчитать Food Index россиян. Этот показатель отражает соотношение затрат домохозяйств на продукты питания ко всем расходам домохозяйства. К категории затрат на продукты питания относятся все расходы как на домашнее, так и на внедомашнее потребление продуктов питания, в том числе в horeca. Общие затраты домохозяйств рассчитываются как средние ежемесячные затраты домохозяйств на все категории товаров и услуг, включая:

 
  • товары повседневного спроса
  • продукты питания
  • жилищно-коммунальные услуги
  • бытовые услуги
  • платные медицинские услуги
  • транспорт
  • связь
  • одежда
  • мебель
  • бытовая техника
  • развлечения
  • платные образовательные услуги
  • услуги учреждений культуры
  • путешествия
  • алкоголь
  • табак
  • другие виды товаров и услуг.

 

Для интерпретации показателей Индекса благосостояния предлагается воспользоваться международными стандартами уровня жизни, утвержденными ООН на основе коэффициента Энгеля. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной.

50%-60% - низкий, едва удовлетворены потребности;

40%-50% - ниже среднего, удовлетворены основные потребности;

30%-40% - средний, сравнительно обеспеченное население;

20%-30% - выше среднего, обеспеченное общество;

20% и меньше – высокий, богатое общество.

 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 011 00 08
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: