Ноябрьская Черная пятница вынудила россиян увеличить расходы
В ноябре россияне продолжили ежегодную традицию и увеличили свои повседневные расходы на 8,5%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем трат наших соотечественников вырос на 12,4%. Реальные (очищенные от инфляции) расходы, как и номинальные, также выросли - на 8,2%.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в ноябре номинальные расходы россиян возросли на 15 п.п. или на 8,5%, для ноября это рекордно высокий рост (см. Гистограмму 1). Сказалось то, что в этом году траты на подготовку к зимнему периоды пришлись на ноябрь, кроме того, была достаточно успешная Черная пятница. Рост повседневных расходов против прошлого года составил 18 п.п. или 12,4%. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев наблюдается рост повседневных расходов на 4,6 п.п. или 10,9%.
Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – ноябрь 2019.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2019
Реальные расходы, то есть расходы очищенные от инфляции, в ноябре возросли на 8,6 п.п. или 8,2% против прошлого месяца (см. Гистограмму 2). А вот против прошлого года траты россиян выросли на 8,8 п.п. или 8,4%. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев рост составил 10 п.п. или 9,6%.
Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – ноябрь 2019.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, ноябрь 2019
Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «Высокий темп роста расходов, набранный в ноябре благодаря Черной пятнице и затянувшейся подготовке к зимнему сезону, может привести к тому, что в декабре россияне побьют все рекорды по ежемесячным расходам».
Регионы
Рост расходов наблюдается по всем округам, самый медленный в целом - в Северо-Западном и Северном ФО (+12 п.п. по сравнению с прошлым месяцем), он обусловлен высокими расходами населения в октябре. В Приволжском ФО и Уральском ФО темпы роста против прошлого года приближаются к 30 п.п., такой высокий темп роста расходов может сказаться на динамике в декабре: денег у людей почти не останется. Такие траты, вероятнее всего, вызваны ноябрьской Черной пятницей, которая для этих регионов была намного более успешной в этом, чем в прошлом году. В ДВФО мы видим схожую ситуацию, только с еще большими темпами роста расходов (+20 п.п. по сравнению с октябрем и +33 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Города
В ноябре москвичи увеличили свои расходы на 18 п.п., тогда как жители северной столицы – на 14 п.п. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы в ноябре также продемонстрировали рост (+13 п.п.), а жители Питера свои расходы сократили – за год показатель сократился на 2 п.п.
В остальных миллиониках за месяц расходы жителей выросли на 19 п.п., а за год – сразу на 21 п.п. (см. Рисунок 1). В полумиллионниках расходы жителей за месяц выросли на 9 п.п., а относительно прошлогоднего октября - на 21 п.п. В стотысячниках за месяц траты жителей также увеличились на 11 п.п., а в разрезе года - на 20 п.п. Мы видим, что Черная пятница неравномерно влияет на расходы по стратам. В больших городах она оказывает значимое влияние, а в городах с населением меньше миллиона уже куда меньшее.
Рисунок 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов (миллионники, 500+, 100+).
Источник данных: Ромир, ноябрь 2019
Доходные группы
Рост ноябрьских расходов доходных групп против прошлого периода практически идентичен. Вне зависимости от доходов покупатели наращивали траты в связи с распродажами. Так, более всего по сравнению с октябрем расходы выросли в низкодоходной и среднедоходной группе – по 15 п.п. Годовой же рост составил 19 и 24 п.п. соответственно. Россияне с высокими доходами в ноябре увеличили свои повседневные траты на 13 п.п., а за год – на 15 п.п.
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.
Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: