Расходы россиян лишь немного выросли по сравнению с прошлым месяцем

14 Декабря 2011

Потребительские расходы россиян в ноябре выросли по сравнению с октябрем всего на 2%.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, номинальные расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в ноябре 2011 возросли на 2% по сравнению с октябрем этого года.

Это самый скромный показатель ежемесячного роста за последние три года. В 2010 году алогичный показатель был на уровне 6%. В 2009 - 5%. И только в 2008 году расходы в ноябре оказались ниже, чем в октябре на 2%. Так что замедление темпов роста потребительских расходов, которое еще вызывало сомнения в сентябре и октябре, налицо.

Таким образом, данные скан-панели домохозяйств подтверждают перелом в покупательских настроениях и тенденцию снижения темпов роста потребительского рынка, которая была отмечена по результатам опросов общественного мнения, проведенных Ромир в конце ноября. Опросы показали резкий разворот к пессимизму в настроениях потребителей: в частности, треть респондентов заявляли о том, что оказываются от тех или иных крупных покупок и намерены в следующие полгода придерживаться режима экономии.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса (за весь период наблюдения 2008-2011 гг.)

100% = январь 2008

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

 

Источник: Ромир Gallup International

 

По сравнению с ноябрем 2010 года повседневные расходы горожан выросли на 13%. Это самый скромный показатель годового роста за последние 10 месяцев. Рост повседневных расходов превысил официальные показатели по инфляции (8% годовых) всего на 5 пунктов; экспертные оценки – на 2-3 пункта. Весной и летом превышение роста номинальных расходов над инфляцией составляло 10-15 пунктов.

В Москве повседневные расходы в ноябре выросли по сравнению с октябрем на 5%, В других городах – практически не изменились. Так что весь символический рост был достигнут только за счет Москвы. А вот по сравнению с прошлым ноябрем повседневные расходы выросли в Москве на 13,5%, в городах-миллионниках – на 8,5%, а в городах с населением менее миллиона жителей - на 20%.

Сильнее всего в ноябре сократились повседневные расходы у семей с самыми низкими доходами - по сравнению с октябрем на 3%. У средне-доходной группы – выросло на 6%, а у самых обеспеченных граждан – на 2%. По сравнению с ноябрем прошлого года у самых обеспеченных потребителей расходы выросли на 9%. У менее обеспеченных потребителей - на 8%. А у среднеобеспеченных - на 17%. Если же за точку отсчета (100%) взять январь 2008 года, то окажется, что повседневные расходы представителей различных доходных групп в ноябре 2011-го номинально возросли практически одинаково (в 2,15-2,35 раза).

Размер среднего чека в ноябре 2011 не изменился по сравнению с октябрем. В октябре этого года он вырос на 7,5% к сентябрю. За год средний чек вырос на 9%, а за три года – почти в 1,5 раза (на 48%). В Москве в ноябре 2011 средний чек по сравнению с октябрем не изменился. В городах-миллионниках – снизился на 1,5%. А в городах с населением менее миллиона жителей – вырос на 2%.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: