Индекс "Дефлятор" снова не смог обогнать официальную инфляцию
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Так, по итогам мая значение дефлятора остановилось на отметке в 0,26% при официальном показателе инфляции в 0,4%. Таким образом, уже четыре месяца подряд личная инфляция россиян остается на уровне ниже официальной. Заслуга в этом распространенной в последние месяцы стратегии экономии, которая подразумевает посещение большего количества торговых точек в поисках лучших ценовых и промо предложений.
Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
Уже четвертый месяц подряд дефлятор, как показатель личной инфляции россиян, остается ниже уровня инфляции официальной, рассчитываемой Росстатом. Так, по итогам мая размер дефлятора составил 0,26% при официальном показателе инфляции в 0,4%. В предыдущие месяцы дефлятор показывал значения в 0,2% в апреле, 0,3% в марте и -0,3% в феврале. Тогда как кривая инфляции прибавляла 0,6% в феврале, 0,5% в марте и 0,4% в апреле (см. Диаграмму 1). При этом накопленная с начала года инфляция в 2,9% по-прежнему остается ниже показателя дефлятора в 3,7% (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Май 2015 – май 2016.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат
Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. *Данные за май 2016 года.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат
Это различие в показателях объясняется разницей в базе для расчетов. Особо отметим, что дефлятор отражает реальный уровень цен, который покупатели платят за свои покупки. С учетом того, что уже четыре месяца уровень среднего чека остается на беспрецедентно низком уровне при общем росте повседневных расходов, напрашивается вывод, что россиянам удается достаточно эффективно экономить. Наши соотечественники «подсели» на скидки и промо, поэтому посещают все большее число торговых точек в поисках самых выгодных предложений. Такая стратегия экономии позволяет им держать личную инфляцию на уровне ниже официальной.
Как видно из диаграмм 3, в мае потребители платили за повседневные товары на 0,5% дороже, чем в апреле. Однако на финальном результате дефлятора отразилось почти нулевое изменение цен на бензин (0,15%) и замершие пока цены на услуги ЖКХ (0,08%).
Однако, как было объявлено, во многих регионах с 1 июля цены на ЖКХ в очередной раз будут пересмотрены в сторону увеличения. Кривая дефлятора имеет все шансы повторить динамику прошлого года в аналогичный период, когда скачок личной инфляции произошел по вине резко выросших цен на ЖКХ.
Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Май 2015 – май 2016.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel
Но если цены на ЖКХ или бензин являются неким объективным фактором, влиять на который потребители не могут, то в вопросе покупки товаров повседневного спроса они все-таки имеют более широкую маржу для выбора. Пока россиянам удается довольно эффективно адаптироваться к новым реалиям и держать расходы и личную инфляцию под контролем. Реакцию на дальнейшие изменения чутко отразит дефлятор.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: