Потребительская уверенность россиян медленно восстанавливается

01 Ноября 2023

Согласно результатам регулярного исследования Ромир «М-Пульс», по итогам третьего квартала Индекс* потребительской уверенности россиян опустился в отрицательную зону и получил значение -2. Однако на фоне потребительских настроений прошлого года можно констатировать тренд на восстановление. После шока начала и конца прошлого года, когда индекс опустился до отметок в -20 и -9 соответственно, его значения в текущем году колебались в разные месяцы от +1 до -4.

Рис.1 Динамика Индекса потребительской уверенности, 2022-2023. 

 
Источник данных: Единая панель данных Ромир, сентябрь 2023

Разные социально-демографические группы демонстрируют разный уровень потребительской уверенности. Так мужчины чувствуют себя более уверенно (+1), чем женщины (-1). Если анализировать различные возрастные группы, то можно отметить, что наибольшую уверенность демонстрирует группа 60+ (+3), а наименьшую – группа 22-34 (-5). В различных доходных группах наименьшую уверенность показывают россияне с заработком ниже 20 тыс. руб. (-13), а наибольшую — 160-180 тыс. руб. (+20). 

Рис. 2 Индекс потребительской уверенности и источники получения информации.
 
Источник данных: Единая панель данных Ромир, сентябрь 2023

«Потребительская уверенность россиян в текущем году стабилизировалась на некоем паритете оптимистов и пессимистов. Причем эти два кластера напрямую зависимы от источников получения информации. Те, кто смотрит ТВ, а это, в первую очередь, более взрослая аудитория, настроены более позитивно. Телевидение вы этом случае выполняет терапевтическую роль. В то время как дижитал каналы, YouTube в том числе, периодически нагнетают обстановку, что негативно отражается на настрое их аудитории», – поясняет исполнительный директор Ромир Инна Караева.

Исследование также показало, что общий уровень стресса наших соотечественников постепенно снижается, хотя тревожность по-прежнему присуща более чем половине населения. Так во 2 квартале 2022 года об отсутствии у них стресса говорили 41% опрошенных. В текущем году аналогичный ответ дали 46% респондентов.

Самыми популярными способами борьбы со стрессом среди россиян являются прогулки, встречи с друзьями и вкусная еда.

*Расчет индекса потребительской уверенности базируется на двух вопросах, в первом из которых предлагается оценить текущую экономическую ситуацию в стране, а во втором – дать оценку тому, насколько экономическая ситуация в ближайшем будущем улучшится или ухудшится. Индекс представляет собой нормированный процент людей, оценивающих текущие экономические условия («оптимисты» минус «пессимисты»), плюс процент людей, оценивающих перспективы экономических изменений («становится лучше» минус «ухудшается»). Индекс нормируется в значении от -100 до +100.

Исследование «М-Пульс» проводится ежеквартально на базе Единой панели данных Ромир. Еженедельный опрос 700 верифицированных участников панели. Выборка репрезентативна взрослому городскому населению городов 10 тыс.+.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: