Повседневные расходы россиян в апреле резко сократились
В апреле 2020 года россияне резко сократили свои повседневные расходы – падение по сравнению с мартом составило -16,6%. Реальные (очищенные от инфляции) расходы, как и номинальные, за месяц также упали - на 17,2%.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в апреле номинальные расходы россиян сократились на 16,6% (см. График 1). По сравнению с предыдущим апрелем индекс оказался выше на 2,4%. Несмотря на довольно сильное сокращение, расходы в апреле являются наибольшими в данном периоде за все годы наблюдений.
Несмотря на высокий уровень расходов в предыдущем месяце и закупки населением запасов продуктов, существенного снижения уровня расходов не наблюдается. Более того, с началом карантина, несмотря на практически полное отсутствие внедомашних расходов, существенного снижения расходов не произошло. Они находятся примерно на уровне прошлого года.
Это говорит о том, что в связи с самоизоляцией возникают дополнительные статьи расходов, а также сигнализирует о росте цен на продукты повседневного потребления.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – апрель 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, апрель 2020
Реальные расходы, то есть расходы очищенные от инфляции, в апреле также сократились: падение составило 17,2% против прошлого месяца (см. График 2). Кроме того, против прошлого года траты россиян также сократились на 1%. Очищенные от инфляции расходы, несмотря на их высокий уровень, так и не стали самым высоким апрельским значением.
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2016 – апрель 2020.
100% = медианное значение 2012 года
Источник данных: Romir Scan Panel, апрель 2020
Регионы
По ФО динамика повседневных расходов против прошлого месяца не отличается: во всех федеральных округах зафиксировано падение расходов. Наибольшим сокращением отметились жители ЮСКФО (-20,8%) и СФО (-18,5%). Против прошлого года наибольшее падение зафиксировано в Центральном ФО (-2,1%) и Северо-Западном ФО (-8,3%). Сибирский ФО показал нулевую динамику по отношению к прошлому апреля. Все остальные регионы, в свою очередь, продемонстрировали рост: наибольшим отметился Дальневосточный ФО (+12,2%).
Города
В апреле москвичи сократили свои расходы по сравнению с мартом на 19,3%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы продемонстрировали практически нулевую динамику, потеряв лишь 0,9%. Питерцы, в свою очередь, также сократили повседневные расходы как по сравнению с прошлым месяцем (-14,6%), так и по сравнению с апрелем 2019 года (-6,6%).
В других городах-миллионниках за месяц расходы жителей сократились на 15,9%, а за год выросли на 2,7%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона расходы жителей за месяц сократились на 17,9%, а относительно прошлогоднего апреля выросли на 1,3%. Месячная динамика стотысячников оказалась схожей: падение составило 16,8%. По сравнению с апрелем 2019 года повседневные расходы увеличились на 1,9%.
Доходные группы
По сравнению с мартом зафиксировано падение расходов во всех доходных группах. Так, расходы низкодоходников сократились на 16,6%, среднедоходников – на 15,8%, а высокодоходников – на 17,5%. Годовая же динамика среди низко- и среднедоходников оказалась положительной (+2,5% и +4,4% соответственно), а высокодоходники сократили за год расходы на 0,5%.
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
За более подробной информацией обращайтесь:
пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07; +7 (968) 856 55 60
E-mail: pressa@romir.ru
«Ромир» – крупнейший российский частный исследовательский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. «Ромир» располагает развитой исследовательской сетью с собственными филиалами и совместными компаниями из основных регионов России и стран СНГ. «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, а география исследований - охватывает более 55-ти государств.
Правила использования аналитических материалов и инфографики исследовательского холдинга «Ромир».
Цитирование материалов «Ромир» допускается безвозмездно в объеме, оправданном целью цитирования, при этом ссылка на источник обязательна и должна содержать следующее указание: «исследовательский холдинг «Ромир», а в случае использования значительной части аналитики и инфографики «Ромир» в материале Пользователя, являться гиперссылкой на сайт www.romir.ru или на страницу конкретного материала, либо гиперссылкой на ресурс SMM, принадлежащий «Ромир». «Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.
«Ромир» не несет ответственности за какие-либо действия, предпринятые на основании этой информации.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: