Предновогодний шопинг побил рекорды

2019-01-17

Предновогодние расходы россиян выросли сразу на 13,2% относительно предыдущего месяца и номинально оказались самыми высокими за последние четыре года. Однако по сравнению с предыдущим годом расходы россиян выросли всего на 1,6%, что вывело «очищенные» от инфляции расходы на самый низкий уровень за  те же последние четыре года. В декабрьском росте расходов виноваты не только повышенные потребительские аппетиты россиян, но и выросшие цены на многие ходовые продукты.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в декабре номинально оказались самыми высокими за все годы наблюдений (см. Гистограмму 1).  Они выросли на 13,2% относительно ноября и на 1,6% по сравнению с декабрем 2017 года. Таким образом, комментарии относительно превышения месячной инфляции, которую Росстат рассчитал в размере 0,8%, представляются излишними. Месячный рост расходов наших соотечественников оказался более чем убедительным. Однако в разрезе года рост расходов более чем в 2,5 раза уступил размеру накопленной за года инфляции в 4,3%.

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2018. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей

100% = медианное значение 2012 года 
Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2018

Таким образом, даже при высоких показателях номинальных расходов реальные траты, то есть «очищенные» от инфляции, оказались самыми низкими за последние четыре года (см. Гистограмму 2). Даже в кризисном 2015 году предновогодние расходы россиян оказались выше, чем в году ушедшем.

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2018. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей

100% = медианное значение 2012 года 
Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2018 

Декабрьский скачок повседневных трат наших соотечественников дело привычное. Россияне закупаются перед праздниками и длинными каникулами. Причем традиционно в предновогоднем шопинге потребители делают бόльший акцент на продуктовых категориях. Все последние годы  доля трат на продукты в общей корзине расходов поднималась до уровня 53%. И декабрь 2018 года не стал исключением.

Отметим, что россияне в декабре практиковали именно крупные закупки. Размер среднего чека за месяц вырос сразу на 18% или почти на 100 руб. по сравнению с ноябрем.  Однако в росте расходов виноваты не только приближавшиеся праздники. Месячная инфляция оказалась самой высокой за весь год. Цены на продукты в среднем выросли на 1,7%, по данным Росстата. Значительно дорожали яйца, а также некоторые очень ходовые овощи. Но перед праздниками россияне скупали продукты по любой цене и в увеличенных объемах, что и привело к росту расходов.    

Регионы

В декабре рост расходов наблюдался повсеместно во всех регионах. Самыми скромными в своих тратах показали себя жители северо-запада страны, где расходы жителей в последний месяц года выросли на 11,9%. Наиболее же расточительными оказались жители юга и Сибири, где расходы в декабре увеличились на 15,7%. В Центральном округе расходы потребителей за месяц выросли на 14,4%, в Приволжском – на 13,3% и на Урале – на 12,8%.

По сравнению же с декабрем 2017 года динамика расходов в различных регионах оказалась разнонаправленной. Так,  например, жители Сибири в разрезе года увеличили свои декабрьские траты на 7,7%, на юге страны – на 6,6%, на северо-западе – на 4,7%. То есть рост превзошел размер годовой инфляции. На Урале также был зафиксирован рост расходов в декабре относительно предыдущего года, но на более скромные 2%. А вот жители Центрального округа относительно периода годичной давности свои расходы сократили на -1,4%. В Приволжье снижение оказалось еще более существенным и составило -2,9%. 

Города

В Москве расходы жителей в декабре выросли на рекордные 16%. Однако по сравнению с концом 2017 года москвичи потратились перед праздниками существенно скромнее – на -5,9%. В северной же столице декабрьский рост расходов оказался ниже даже среднего показателя по стране и составил 11%. В годовом выражении динамика хоть и оказалась положительной (0,9%), но до уровня инфляции не дотянула почти пятикратно.

В остальных городах-миллионниках в декабре жители потратили на 14,8%, чем месяцем ранее. Однако относительно декабря 2017 года предпраздничные расходы в этом типе городов сократились на -1%. В пятисоттысячниках  в декабре расходы выросли на 10,4%, а в разрезе года – на 3%. И только в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек расходы в декабре существенно повысились и в разрезе месяца (13,7%), и в разрезе года (4,6%).

Доходные группы 

Перед новогодними праздниками наибольшие траты совершили россияне со средними доходами – их расходы за месяц увеличились на 13,9%.  Немного от них отстали высокодоходники, траты которых в декабре выросли на 13%. В низкодоходной группе рост расходов составил 10,8%.

По сравнению же с предыдущим годом наибольший рост расходов показали высокодоходники – на 4,1%. В низкодоходной группе за год расходы выросли на 1,7%, а в среднедоходной они почти не изменились – рост составил всего 0,6%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

 

Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 988 60 81
+7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru