Индекс покупательской активности продолжает демонстрировать негативный тренд

10 Июля 2012

 

Июнь 2012 года стал уже пятым месяцем, показывающим рекордно низкие значения годового прироста повседневных потребительских расходов россиян за все 5 лет наблюдений, проводимых Холдингом Ромир. По сравнению с июнем 2011 года номинальный рост составил всего 7%. Даже в июне экстремально жаркого 2010 года, когда наблюдалось резкое падение потребительской активности, он был выше.

 

По данным исследовательского Холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir House Hold Panel*, номинальные расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в июне 2012 года снизились на 2% по сравнению с маем 2012.

Традиционное сезонное снижение домашнего потребления в течение летних месяцев, вызванное отъездом в отпуска и на дачи, в этом году оказалось не таким уж глубоким. Например, в 2010 году экстремальная летняя жара вызвала куда более резкий сезонное падение – перепад потребительских расходов между мартом и июнем достиг обвальных 16%. В этом году он скромнее – 9%. Впрочем, и климатические показатели в июне этого года были гораздо более умеренными. Первую половину июня даже можно было бы назвать прохладной.

Однако если результаты сравнения данных весны и начала лета 2012 года можно назвать ожидаемым, то сравнение июня 2012 года с тем же месяцем предыдущих лет наблюдения демонстрирует очередной негативный рекорд.

Июнь 2012 года стал уже пятым месяцем, показывающим рекордно низкие значения роста повседневных потребительских расходов россиян за все 5 лет наблюдений, проводимых Холдингом Ромир. По сравнению с июнем 2011 года номинальный годовой рост составил всего 7%. И это при том, что в предыдущие годы (см. Диаграмму 1) для весны и начала лета были характерны показатели годового роста потребительских расходов от 17% до 33%. Исключением стали опять же только май и июнь 2010 года (по 8%), но май и июнь 2012 перекрыли и их показатели (6% и 7%).

Если при этом учесть инфляцию потребительского рынка (около 5% за год) реальные расходы населения в июне 2012 по сравнению с июнем прошлого года выросли всего на 1,5-2%.

Диаграмма 1. Рост повседневных потребительских расходов в феврале-июне по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года - за все периоды наблюдений (%)

Рост повседневных потребительских расходов
Источник: Холдинг Ромир, июнь 2012

Сильнее всего сезонное снижение потребительских расходов затронуло города-миллионники: повседневные расходы в июне 2012 снизились по сравнению с маем на 8%. В столицах ситуация сложилась иначе - в Москве повседневные расходы в июне по сравнению с маем снизились лишь на 1,5%, в Петербурге – выросли на 1,5%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей – выросли на 3%.

Размер среднего чека в июне по сравнению с маем 2012 не изменился. По сравнению с июнем прошлого года он вырос на 8%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей средний чек вырос на 3% (в мае он там снизился сразу на 8%). В остальных типах населенных пунктов – снизился на 1%. В дискаунтерах размер среднего чека снизился на 4,5%. В остальных типах торговых предприятий – не изменился или немного вырос.

Доля непродовольственных товаров в повседневной корзине (без учета услуг и крупных покупок) опять вернулась к привычным 28%. В марте и мае она возрастала до 37%. С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса мы оцениваем изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в июне 2012 (по сравнению с маем 2012) как рост на 12,5%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о снижении на 25%. В мае все было наоборот. Расходы на продукты питания и их доля в структуре корзины снижались, а на непродовольственные – резко возрастали.

Диаграмма 2. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений 100% = январь 2008-го года

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян
Источник: Холдинг Ромир, июнь 2012

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir House Hold Panel, основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir House Hold Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: