Рациональная стратегия экономии побеждает
За предыдущий год заметно – с 18% до 24% – выросла доля россиян, которые ни на чем не экономят. При этом трое из четырех опрошенных все же продолжают придерживаться определенных стратегий экономии, хотя интенсивность их применения понемногу падает. Так, за год растеряли часть своих приверженцев группы Оптимизаторов и Cherry Pickers, то есть любителей скидок. Так, например, несколько сократилась (до 27%) доля россиян, которые покупают более дешевые марки товаров. Значимо меньше россиян теперь сознательно охотится за скидками и посещает магазины с промо-предложениями – 33% и 25% соответственно. Немного (с 20% до 17%) сократилось и число россиян, которые покупают продукты впрок, если находят их по привлекательной цене. Стабильно неизменной осталась за год только группа рациональных покупателей, которые составляют списки покупок (29%) и приобретают только разумное количество продуктов (23%).
В апреле текущего года исследовательский холдинг Ромир в рамках всероссийского опроса* задал респондентам ряд вопросов об экономии в современной экономической ситуации, в том числе на каких статьях расходов экономят, какие стратегии применяют в целях экономии. Аналогичный опрос проводился в предыдущие два года, что позволяет отследить динамику в потребительском поведении наших соотечественников.
Напомним, что в одном из наших предыдущих обзоров мы упоминали, что за год увеличилась доля россиян, которые не экономят - с 18% до 24%. Соответственно с 82% до 76% сократилось число экономящих, среди которых весомую долю составляют те, кому приходится контролировать свои расходы на еду и товары первой необходимости. Россиянам, которым приходится экономить, был задан вопрос о том, какие стратегии они применяют в целях удержания своих трат в разумных рамках. И полученные результаты показали, что на фоне общего сокращения числа экономящих среди тех, кто продолжает расчетливо подходить к повседневным покупкам, интенсивность экономии тоже немного падает (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Стратегии экономии россиян. Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%. В скобках указаны результаты 2017 года.
Источник: Ромир, апрель 2018
Отметим, что основные сокращения коснулись групп Оптимизаторов и Cherry Pickers. Среди Рационалистов и Запасливых сдвиги оказались незначительными. Но обо всем по порядку.
Итак, самые ощутимые изменения в сторону сокращения произошли в группе так называемых Сherry pickers, охотников за скидками и промо-предложениями. Согласно данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, доля таких потребителей на начало этого года не изменилась по сравнению с прошлым годом и по-прежнему составляет около 21% из числа экономящих.
Так, сегодня уже 33% россиян (против 36% годом ранее) признаются в том, что сознательно ищут промоакции и скидки на товары, которые они покупают регулярно. С 30% до 25% сократилась доля тех, кто целенаправленно посещает магазины со специальными предложениями и скидками. Среди любителей скидок несколько выше доля покупателей 45-59 лет, которые проживают в городах среднего размера (до полумиллиона).
За прошедший год также сократилась группа Оптимизаторов. С 31% до 27 % уменьшилась доля тех, кто признается в покупках более дешевых марок товаров. Также с 19% до 15% сократилось число тех, кто сознательно отказывается от дорогих видов продуктов. Такой подход к экономии более популярен среди мужчин, россиян старше 35 лет, для жителей малых городов и сельской местности. Стратегия «не покупаю дорогих продуктов» была зафиксирована в два раза чаще в ответах жителей городов-миллионников по сравнению с другими типами городов.
В группе Запасливых изменения носили следующий характер. За год выросла с 17% до 18% доля россиян, которые реже ходят в магазины в целях удержания семейного бюджета под контролем. Но при этом с 20% до 16% упала доля тех, кто действительно делает запасы продуктов впрок, если их удается купить по привлекательной цене.
Чаще о такой стратегии экономии заявляют люди с низким доходом. Жители средних городов (от 100 до 500 тыс. чел.) несколько чаще говорили о снижении частоты походов в магазины, а россияне, проживающие в городах-полумиллионниках и в сельской местности, предпочитают делать запасы впрок.
А вот группа Рационалистов за год не изменилась. Так, в текущем году всего на процент больше, чем годом ранее, оказалось число россиян, которые в целях контроля расходов заранее составляют списки покупок (29%). Это процентное сокращение находится в рамках статистической погрешности. Не изменилась доля тех, кто покупает только те продукты, которые реально сможет употребить (23%).
В целом более рациональными в стиле повседневных покупок являются семейные пары. Списки покупок чаще составляют россияне 35-59 лет, а также жители полумиллионников. Более расчетливыми в покупке продуктов для реального употребления показывают себя жители средних городов страны (до 500 тыс. чел.), а могут позволить себе купить больше, чем могут употребить, – жители мегаполисов.
Подводя итоги исследования, президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «Судя по всему, мы наблюдаем все бо̀льшую рационализацию потребительского поведения. И хоть ощущение кризиса и необходимости тотальной экономии прошли, умение считать полезность покупки стало повседневным инструментальным навыком. С другой стороны, стабилизация цен и постепенный рост доходов приводят к тому, что увеличивается доля не экономящих на повседневных покупках россиян. И вновь мы видим рост демонстрационного и статусного потребления. Где же остановятся эти весы – покажет время…».
* Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Пресс-служба исследовательского холдинга Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81,
Моб.: +7 (926) 519 66 13 pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: