Расходы снизились после праздников

07 Февраля 2019

Традиционно в январе в сравнении с предпраздничной закупкой повседневные расходы россиян резко сокращаются. Вот и минувший январь не стал исключением. Расходы наших соотечественников за месяц относительно предыдущего уменьшились сразу на -15,3%. В годовом же выражении траты выросли на 5,3%, что превысило уровень наколенной за период инфляции в 5%. Выросшие в январе цены на продовольственные товары не позволили россиянам снизить расходы на продукты. Доля затрат на них в общей корзине, как и в декабре, осталась на уровне 53%.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в январе традиционно пошли на спад после предновогодней увеличенной закупки (см. Гистограмму 1). Относительно прошлого декабря в первом месяце года траты наших соотечественников в среднем сократились на -15,3%, что даже не имеет смысла сравнивать с месячной инфляцией, рассчитанной Росстатом в размере 1%. За год же расходы россиян выросли на 5,3%, что превысило накопленную за год инфляцию в 5%.

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – январь 2019. 

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, январь 2019

Несмотря на самое высокое для января номинальное значение индекса покупательской активности, в реальном выражении, то есть за вычетом инфляции, повседневные расходы россиян в январе оказались на уровне 2017 года, опередив только показатель 2018 года (см. Гистограмму 2). В 2015 и 2016 годах реальные расходы были выше, чем в прошедшем январе.

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – январь 2019. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей

100% = медианное значение 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, январь 2019 

Январское снижение общих повседневных расходов связано, в первую очередь, с сокращением объемов покупаемых товаров. Праздники закончились, застолья подошли к концу, подарки вручены. Однако рост цен на 1,3% на продуктовые категории, согласно данным Росстата, сохранил в январе долю затрат на продовольствие на уровне декабря – в 53%.

Регионы

В начале года расходы снижались во всех регионах, но с разной интенсивностью. Так, более всего сократили свои повседневные траты жители Сибири (-21,3%) и Дальнего Востока (-23,4%). Почти вдвое меньше сократились расходы у россиян из Приволжского (-12,5%), Уральского (-12,7%) и Южного (-13%) округов.  В центре страны и на северо-западе снижение общих расходов оказалось более приближенным к средним по стране и составило -17,7% и -16,9% соответственно.

В разрезе года рост расходов был зафиксирован также повсеместно, но опять же с разным размахом. Так, например, в Центральном округе расходы относительно января 2018 года в ушедшем январе выросли всего на 0,6%. А вот на юге страны в годовом выражении траты жителей выросли на 13,2%. С превышением размера годовой инфляции изменились объемы ежедневных трат жителей северо-запада (+8,7%), Урала (+7,4%) и Сибири (+6,2%). А в Приволжском (+2,1%) и Дальневосточном (+2,7%) округах годовой рост расходов не дотянул до размера накопленной за период инфляции.

Города

Жители обеих столиц существенно сократили расходы после Нового года. Так, в Москве Индекс покупательской активности упал на -19,7%, а в Питере – на -18,1%.  Эти показатели превосходят даже среднее значение по остальным миллионникам, где повседневные траты уменьшись в январе на -17,3%. В годовом выражении расходы москвичей сократились на -4%. В Питере они хоть и выросли за год, но на почти неуловимые 0,5%, как, впрочем, и в целом в остальных мегаполисах (+0,6%).

В пятисоттысячниках расходы жителей в январе сократились за месяц на -11,8%, а за год выросли на 8,7%. В стотысячниках снижение расходов за месяц оказалось немного выше и составило -15,3%, но и годовой рост получился солиднее и достиг уровня в 9,9%.

Доходные группы 

Сравнивая расходы в разных доходных группах, стоит отметить наибольшее их снижение у высокодоходников – на -17,9%. Немного от них отстали низкодоходники, которые уменьшили свои траты в январе на -16,6%.  Россияне со средними доходами снизили за месяц свою покупательскую активность на -13,9%. В разрезе же года все доходные группы увеличили свои расходы, однако никто не смог преодолеть размер накопленной за год инфляции. Так, в низкодоходной группе за год расходы выросли на 3,5%, в среднедоходной – на 4,7%, а у высокодоходников – на 4,2%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 988 60 81
+7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: