Расходы в апреле пошли на спад
Апрельские расходы россиян по традиции после мартовского всплеска пошли на убыль. За месяц потребители сократили свои траты сразу на -7,7%. Однако годовой рост оказался заметным и реальным, так как превзошел размер накопленной за период инфляции – 6,4% против 5,2% соответственно. Апрельское снижение расходов типично для россиян, т.к. это один из двух месяцев в году, когда на потребительское поведение не влияют никакие сторонние факторы.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в апреле после традиционного мартовского всплеска опять пошли на убыль, похудев сразу на -7,7% относительно первого весеннего месяца (см. Гистограмму 1). По сравнению с апрелем прошлого года повседневные расходы наших соотечественников выросли на 6,4%, уверенно превзойдя размер накопленной за период инфляции в 5,2%.
Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – апрель 2019.
100% = медианное значение 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, апрель 2019
Реальные, то есть «очищенные от инфляции», расходы в апреле, таким образом, уступили значению только 2015 года, обогнав, соответственно, показатели всех остальных лет наблюдений (см. Гистограмму 2). Отметим, что в целом реальные расходы потребителей в текущем году находятся на одних из самых высоких отметок за годы наблюдений, превосходя значения как минимум предыдущих двух лет.
Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – апрель 2019.
100% = медианное значение 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, апрель 2019
Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин отмечает, что такая ситуация с ежедневными расходами является типичной для данного периода: «Апрель – это один из редких месяцев года, в течение которого на потребление россиян не воздействуют какие-либо сторонние факторы как-то праздники или каникулы. Отсюда и стабилизация потребления в виде снижения общих расходов и среднего чека».
Регионы
В апреле расходы снизились во всех регионах страны за исключением северо-запада, где жители потратили за месяц в среднем на 11,9% больше, чем в марте. Во всех же остальных федеральных округах было отмечено существенное сокращение повседневных трат – от самых низких в Сибири (-6,7%) и в центре страны (-6,9%) до более высоких в Приволжье (-8,9%) и на Урале (-9,2%).
В разрезе года при этом расходы показали рост также почти во всех округах за исключением Дальнего Востока, где траты жителей по сравнению с апрелем прошлого года сократились на -3,9%. В остальных же регионах рост расходов составил от 3,4% в Приволжском округе до 11,3% в Сибири и 16% на северо-западе.
Города
В обеих столицах потребители продемонстрировали определенную экономность в своих тратах, хотя и несколько ниже, чем в среднем по стране. Так, москвичи сократили за месяц свои расходы на -5,4%, а жители Санкт-Петербурга на -3,2%. Однако и годовой рост расходов в столичных мегаполисах оказался ниже, чем в целом по России. Москвичи потратили в минувшем апреле на 2,9% больше, чем в прошлом году, а петербуржцы показали рост трат на 6%.
В остальных мегаполисах за месяц расходы жителей сократились на -6,3%, а за год выросли на 4,7%. В полумиллионниках траты потребителей за месяц изменились в меньшую сторону на 9,7%, за год же прибавили 6,4%. В стотысячниках месячное сокращение расходов составило -8,6% при годовом росте в 7,4%.
Доходные группы
Среди потребителей с разным уровнем дохода наиболее экономными в апреле себя показали низкодоходники, которые потратили на -8,7% меньше, чем в марте. Среднедоходники сократили свои апрельские траты на -7,9% по сравнению с предыдущим месяцем, а россияне с высоким доходом – на -6,6%.
В разрезе года, наоборот, потребителям с низким доходом пришлось существенно увеличить свои расходы – сразу на 9%. Среднедоходники относительно апреля прошлого года потратили на 2,6% больше, тогда как высокодоходники увеличили свои траты за год на 7,6%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.
Пресс-служба Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, +7 (495) 011 00 07
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: