Ромир: изменение потребительского поведения россиян на фоне эпидемии коронавируса
Исследовательский холдинг «Ромир» на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* подготовил исследование, как изменилось потребление и покупательское поведение россиян в последнее время и какими ожиданиями они будут жить ближайшие недели.
Несмотря на высокий уровень инфляции, россияне продолжают увеличивать траты на еду. Так, если в 2018 году доля трат на еду от дохода составила 30,6%, то в 2019 году – уже 31,7%. В 2020 году мы фиксировали сглаженную динамику расходов по сравнению с 2019 годом, однако 12-ая неделя показала резкий рост средних расходов домохозяйств и значения текущего года сильно превзошли значения прошлого года: на 24% выше по сравнению с 12-ой неделей прошлого года. Средние траты домохозяйства на 12-й неделе 2020 года составила 5228 рублей, тогда как в аналогичные недели прошлых лет россияне тратили менее 4500 рублей, а в период кризиса 2014-2015 гг – менее 4000 рублей.
Россиянам задали вопрос, поменяли ли они свой стиль потребления. Несмотря на заявления большинства россиян об устойчивости их потребления, факты покупок говорят об обратном (см. Гистограмму 1). Так, на 12-й неделе сильно увеличилось потребление категории «бакалея и крупы» (+22%), а также категории «заморозка» (+23%). Non-food, как уже говорилось ранее, также растет: россияне на 12-й неделе увеличили траты на лекарства (+32%), средства личной гигиены (+9%) и электронику/бытовую технику (+12%).
Гистограмма 1. Рост категорий на 12-й неделе (%).
Источник данных: Romir Scan Panel
В марте 2020 г. россияне сильно меняют покупательское поведение. Так, если брать всю Россию, то на 3-ей неделе марта покупатель сократил число походов в магазин, но при этом увеличил средний чек. Ряд покупателей и вовсе отказывается от посещений торговых точек. А вот москвичи начали реагировать на ситуацию в мире раньше всей России: уже со второй недели марта они сокращают частоту походов в торговые точки и увеличивают размер одной покупки. При этом важно отметить, что покупатели тратят на продукты питания немного меньше, чем на непродовольственные (рост +7% и +10% соответственно).
В связи с последними событиями мирового масштаба россияне выражают особое беспокойство по поводу своего здоровья и здоровья близких, финансовых возможностей и роста цен. Необходимость самоизоляции приводит к отказу от посещений различных общественных мест, что вызывает некоторые неудобства у россиян. Так, более трети респондентов (38%) без проблем смогут отказаться от посещений общественных мест. 35% россиян будут испытывать трудности с отказом от посещения сетевых супермаркетов и гипермаркетов. Трое из десяти опрошенных (31%) заявили, что им будет сложно отказаться от посещения небольших продуктов магазинов около дома, еще 24% - от визитов к врачам и посещений салонов красоты. Каждый пятый россиянин (19%) будет испытывать сложности при отказе от визитов в торговые центры.
Меняется и стиль потребления россиян. Половина респондентов (51%) стала посещать магазины лишь раз в неделю и старается приобрести только самое необходимое. Четверть россиян (24%) стала покупать больше витаминов, добавок, а также свежих и полезных овощей. 14% опрошенных перестали экономить на еде, чтобы поддержать свой организм всем необходимым.
Как же россияне планируют менять свое потребительское поведение? Планируемый рост потребления отмечается в категориях «Витамины и БАДы» (об этом заявило 11%), «Бакалея и крупы» (+6%), «Консервы» (+6%) и «Лекарства». Сокращать же расходы россиян планируют на сладости (-11%), одежду (-10%), алкоголь (-9%) и косметику (-8%).
“Потребительское поведение россиян согласуется с тем новостным фоном, что преобладает сегодня. Аналитики Ромира отмечают повышенный спрос на продукты длительного срока хранения и одновременно фиксируют снижение в таких категориях, как “Одежда” или “Косметика”. Параллельно граждане адаптируются к новым условиях шоппинга, когда доступ к привычным торговым точкам может быть невозможен. В целом результаты замеров на Romir Scan Panel позволяют говорить, страна достаточно гибко реагирует на вынужденные изменения,” — комментирует Ксения Пайзанская, директор по работе с клиентам холдинга Ромир
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.
Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: