Ромир: Как россияне адаптируются к жизненным изменениям

2020-04-02

Исследовательский холдинг «Ромир» на основе данных скан-панели покупателей Romir Scan Panel* подготовил исследование, как изменилась жизнь россиян в последнее время и какими ожиданиями они будут жить ближайшие недели.

Уже в феврале 2020 года 76% россиян не ощущали уверенности в своем будущем и будущем своей семьи, но при этом три четверти людей назвали себя «счастливыми». Наибольший процент таких ответов оказался у людей в возрасте до 40 лет. Говоря о текущих проблемах, каждый пятый житель России (18%) был обеспокоен проблемой бедности и низкой зарплаты (см. График 1), в то время как социальные темы волновали граждан меньше: на втором месте рост цен и инфляция (16%), затем — коррупция (11%).

График 1. Динамика 2013-2019 по проблемам “Бедность”, “Рост цен”, “Коррупция”

Динамика 2013-2016 по проблемам “Бедность”, “Рост цен”, “Коррупция”

Источник данных: Ромир

Все этом происходит на фоне снижения мирового ВВП на 0,8% до 3% в 2020 году; потери за 12 неделю марта составили 1,6 трлн руб., или 1,5% российского ВВП, а нерабочая неделя лишь усилит спад. По состоянию на 23 марта инфляция в России установилась на уровне 2,5%. За неделю с 17 по 23 марта она ускорилась до 0,3%, сообщил Росстат. Вместе с этим отмечается тенденция на увеличение доли трат на еду от дохода: если в 2018 году она составляла 30,6%, то в 2019 году –  уже 31,7%.

Показатели были стабильны, но в начале весны 2020 прогнозы заметно изменились. Выяснилось, что 27% жителей России, среди которых 24% в возрасте 40-49 лет, смогли сделать денежные накопления за последние 2 года. И хотя курс рубля резко упал (о чем осведомлены 71% россиян), подавляющее большинство россиян (86%) не планирует ничего предпринимать в связи с ослаблением национальной валюты.

Кроме того, говоря о будущем, почти половина (43%) россиян сохранит деньги для следующего отпуска, ведь в связи с последними событиями некоторым пришлось его отменить (18%). Треть респондентов (30%) оставит неиспользованные для отпуска деньги в качестве подушки безопасности на будущее. 16% потратят на другие покупки, а еще 13% заплатят за кредиты или отдадут другие долги.

Гистограмма 1. Что россияне планируют делать с деньгами, что были «зарезервированы» для поездки, которую пришлось отменить?

“Еще в феврале, до начала всех глобальных и стремительных изменений, мы проводили исследование среди покупателей. Большинство опрошенных не чувствовали уверенности в своем будущем, но, тем не менее, были счастливы. Причем, так отвечали россияне среднего возраста и молодые. Сейчас, конечно, все изменилось, но, опять же, из нашего исследования мы видим, что люди смотрят с надеждой в завтрашний день и ответственно подходят к планированию текущих и будущих расходов,” — комментирует директор по работе с клиентами Ромир Ксения Пайзанская.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.

Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13

pressa@romir.ru