Россияне об отношении к китайским авто

22 Апреля 2024

Как мы писали ранее, по итогам 2023 года более половины (51%) проданных новых автомобилей на российском рынке пришлось на бренды китайских производителей. Таким образом, за год китайские авто увеличили свое присутствие на рынке России в 2,7 раза, а за два последних года в 7,3 раза. Однако несмотря на столь мощную экспансию, знание китайских марок и доверие к ним до сих пор отстает от аналогичных показателей для европейских, японских и корейских конкурентов, что создает барьеры к приобретению. 

В начале текущего года РОМИР провел опрос* российских потребителей на тему восприятия китайских авто брендов. Анализ ответов о знании автомобильных марок в целом показал, что только 3 китайских бренда – Chery, Haval и Geely – начинают приближаться к уровню европейских, корейских, российских массовых брендов по показателям знания спонтанного и с подсказкой. Остальные китайские бренды значимо отстают (см. Рис. 1) 

Рисунок 1. Спонтанное и подсказанное знание китайских авто брендов

Источник: Единая панель данных РОМИР, 1 кв. 2024 года

Исследование также показало, что китайские бренды воспринимаются в массовом сознании единообразно, несмотря на радикальные отличия в модельных рядах. Даже премиальные китайские бренды не имеют значимо дифференцированного восприятия. 

Тем не менее, большинство китайских авто брендов ассоциируются у россиян с экономичностью и бережливостью, экологичностью и новаторством. Однако, например, в отличие от ушедших премиальных европейских брендов, которые в первую очередь представлялись россиянам надежными, ни один из китайских брендов не получил подобной оценки.  И только марки Exceed, Geely и Haval удостоились характеристики, как статусные марки (см. Рис. 2). 

Рисунок 2. Восприятие китайских авто брендов

Источник: Единая панель данных РОМИР, 1 кв. 2024 года

Основная причина, почему россияне не считают китайские автомобили надежными, вероятно, кроется в отсутствии опыта долгосрочной эксплуатации. Именно этот факт становится и главным барьером к покупке китайских автомобилей, в чем признались 39% респондентов. Более четверти опрошенных (27%) также заявили о неуверенности в долгосрочной работе официальных дилеров китайских марок авто. Еще четверть (26%) сомневаются в качестве изготовления кузова – деталей и лакокрасочного покрытия. Каждый четвертый (25%) участник опроса опасается низкой ликвидности китайских авто на вторичном рынке (см. Рис 3).

Рисунок 3. Барьеры к покупке авто разных производителей

Источник: Единая панель данных РОМИР, 1 кв. 2024 года

Старший директор по работе с клиентами РОМИР Людмила Фукова комментирует результаты исследования: «Не смотря на весомое присутствие на рынке, китайским производителям и дилерам все еще предстоит завоевывать российского потребителя. Необходимо глубже узнавать свою целевую аудиторию, выстраивать коммуникацию, чтобы лучше понять ценности, ожидания, потребности, снять барьеры, развенчать мифы. И в помощь автопроизводителям РОМИР запускает специальное исследование о процессе приобретения нового автомобиля, которое посвящено изучению мнения новоиспеченных владельцев об их новых авто в первые 7 месяцев эксплуатации. Первые результаты будут доступны уже в ближайшие месяцы».

*Опрос проводился методом онлайн-интервью на базе Единой панели данных РОМИР в январе-феврале 2024 года. Общий объем выборки – 1600 интервью. Выборка репрезентирует структуру жителей РФ по полу, возрасту, федеральным округам и типу городских населенных пунктов с населением свыше 100 тыс. жителей.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: